Автомобильные номера планируют пометить специальными чипами, которые позволят считывать информацию по автомобилю и его владельцу на расстоянии. Инспекторы смогут оперативнее проверять водителей и вычислять больше нарушителей. Используется эта система и для обнаружения краденных машин. Первый экспериментальный номер выдадут уже в мае, и его владельцем станет министр внутренних дел Рашид Нургалиев.
Каждому автомобилю, по сути, присвоят индивидуальный штрих-код. В метке, которая крепится к номеру, и будет храниться некая комбинация цифр, отсылающая к данным из базы ГИБДД о транспортном средстве и его владельце. Радиочастотная метка конструктивно проста: она состоит из двух компонентов – носителя информации и антенны для контакта со считывающим устройством. Эти элементы наносятся на клейкую основу и могут крепиться к любым поверхностям или заключаются в защитный корпус. Каким образом будет выглядеть чипированный номер, пока не известно. Если чип на номера будет крепиться, например, на обратной стороне таблички, от него можно будет с легкостью избавиться. Если их применение все-таки станет массовым, то за отсутствие метки наверняка появится штраф. Возможно, это нарушение включат в нынешние статьи по требованиям к регистрации и чтению номеров с новыми наказаниями.
Считывающими устройствами, которые принимают радиосигнал на определенной частоте, планируют оснастить патрульные экипажи, посты ДПС, а также установить «приемники» вдоль дорог. В отличие от лазерного сканера, который ловит информацию только от непосредственного контакта с сметкой и на небольшом расстоянии, радиоволновый принцип позволяет принимать сигнал, как только объект попадет в зону действия «ридера». При этом дальность действия может достигать сотни метров. Важно, что и чистота номера перестает иметь значение: даже при грязных госномерах система работает.
Для чего это нужно? Для более эффективного отлова нарушителей. Например, автомобиль приближается к посту, ничем не привлекая инспекторов. Не останавливая водителя, система «читает» историю и передает данные, по которым выясняется, что владелец машины лишен прав. Как минимум это сигнал к проверке – за рулем может находиться доверенное лицо. Максимум – задержание транспортного средства и административный арест до 15 суток.
С помощью чипов можно отследить направление угонщиков, в котором они скрылись. Правда, все зависит от частоты расстановки ридеров. Если есть ориентировка на машину, то система также определит, проезжал ли похожий автомобиль в данной точке приема. Преступники нередко меняют номера для перегона машины: отсутствие чипа на номере или несоответствие данных метки (модель, цвет машины) и регистрационных знаков также позволят вычислить подозрительных лиц.
С одной стороны, всю ту же информацию инспектор может получить при личном досмотре машины либо по данным с камер видеофиксации, отталкиваясь от госномера. Ведь в чипе закладываются те же данные, что и в базе ГИБДД. Главное преимущество чипированных номеров в том, что сканируется весь поток машин и происходит это в доли секунды. Этот принцип схож с преимуществами алколазера, который определяет потенциально опасных водителей на расстоянии нескольких десятков метров. «Просвечивая» весь поток, из него выявляются объекты с признаками паров этанола в салоне машины. Другими словами, эффект может достигаться за счет массовости сканирования.
«Я не совсем понимаю, зачем все это придумали. Разве что для сокращения времени проверки. Но даже сейчас, когда инспектор останавливает водителя и запрашивает по нему данные, это вопрос пары минут, – говорит директор юридической компании «АДОН» Александр Донцов. – В Штатах эта система действовала еще в 90-х годах. Сейчас там отказываются от нее, потому что информация по водителю, машине, страховкам, нарушениях – вся хранится в чипированном водительском удостоверении. У нас это делается, скорее, для отмывания денег. Даже пользы в раскрытии угонов я особой не вижу. Когда машину крадут, с нее снимают номера, ставят на эвакуатор и везут в «отстойник». Нет номера – нет чипа: какой толк?»
Сейчас госпошлина за выдачу номеров составляет 1500 рублей. Сколько будет стоить метка, пока не известно, но стоимость регистрации машины изменится. Например, с появлением биометрических паспортов, в которых начали применять чипы, пошлина за документ увеличилась в 2,5 раза.
«Не думаю, что цена вырастет кратно – не такое уж это сложное и высокотехнологичное производство, – говорит председатель регионального координационного совета «Свободы выбора» Алексей Бруй. – На мой взгляд, эта идея появилась, чтобы усложнить жизнь угонщикам: все-таки сейчас это стало настоящей проблемой, когда на любое защитное устройство преступники придумывают свой ответ. И если чипированные номера хоть как-то помогут снизить количество угонов, то нужно действовать. Только обязательно нужно провести эксперимент, чтобы вводить массовую практику».
Испытания по использованию автономеров с чипами планируется начать в 2013 году. Сейчас радиочастотные метки применяются в логистике, используются как «ключи» к определенным услугам, к закрытым территориям и так далее. Например, на одной из сети автомоек в Штатах постоянным клиентам выдаются специальные сертификаты – те же метки, в которых закодирована информация о пакете услуг, входящих в абонентскую плату автомобилиста. Как только машина заезжает в павильон, «умная» мойка приступает к стандартным процедурам, заложенным в индивидуальной программе.