Штрафовать в двукратном размере за езду с непристегнутым ремнем безопасности – такой законопроект одобрила Госдума в первом чтении. Штраф за данное правонарушение составит тысячу рублей. Аналогичное наказание ждет и за езду на мотоцикле без шлема, за перевозку пассажиров вне кабины автомобиля – в прицепах и кузовах, не предназначенных для этого, штраф увеличится до 1200 рублей.
В Челябинске проблема водителей, не пользующихся ремнями безопасности, продолжает оставаться актуальной. «За 2012 год в нашей области по данному виду нарушений было составлено 6165 протоколов, – комментируют ситуацию в пресс-службе УГИБДД Челябинской области. – За аналогичный период 2011 года составлено 5198 протоколов, наблюдается значительное увеличение правонарушений».
Ремень безопасности – капроновая лента, на счету которой миллионы спасенных человеческих жизней. Первый патент на такое приспособление был выдан в США ещё в 1885 году. Сперва ремни были протестированы на летательных аппаратах, а спустя два десятилетия в Англии был создан первый прототип ремня безопасности для удержания пассажиров в автомобиле. В 1920-х годах ремни безопасности стали применяться и на гоночных автомобилях, и лишь в 50-х годах прошлого века это удерживающее устройство стали устанавливать на автомобили сначала как дополнительное оборудование, а потом и штатно. Обязательное использование ремней безопасности в СССР действует ещё с 1975 года, во Франции с 1973-го, в Германии – с 1974-го, в Австрии – с 1975-го, в Швейцарии – с 1976-го, в Великобритании – с 1983 года, в США – только с 1984 года.
Согласно статистике в нашей стране ежегодно в результате ДТП погибают около 30 тысяч человек и 250 тысяч получают травмы. В основном это люди трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. По мнению депутатов, данные результаты обусловлены пренебрежением элементарным правилом безопасности. Несмотря на то, что ремни уменьшают риск гибели водителя и пассажиров переднего и заднего сиденья в зависимости от типа аварии от двух (лобовое и боковое столкновения) до пяти раз (переворачивание), водители продолжают игнорировать их использование, не заставляют пристёгиваться пассажиров и нередко перевозят детей без специальных удерживающих устройств.
Некоторые челябинские автомобилисты считают, что при плотном городском движении в утренний и вечерний час пик использование ремней безопасности можно проигнорировать. «Согласен, при движении по загородной трассе «ремешки» необходимо использовать, – говорит водитель с 15-летним стажем Алексей Пермяков. – Но в городском потоке, когда водитель внимателен, соблюдает скоростной режим и придерживается аккуратной манеры вождения, вероятность того, что он попадет в ДТП, мала. Складывается впечатление, что увеличение штрафов – это очередной способ пополнить казну».
При этом автомобилисты забывают, что даже любой незакрепленный тяжелый и твердый предмет, вроде ноутбука или бутылки с водой, в автомобиле при столкновении превратится в опасный «снаряд», поражающий все на своем пути, не говоря о взрослом непристегнутом пассажире.
Не стоит попустительствовать в отношении пассажиров на задних сиденьях. Нужно помнить, что при столкновении вес тела за долю секунды увеличивается в десятки раз. Результаты многочисленных крэш-тестов показали, что один непристегнутый пассажир может стать причиной гибели нескольких членов «экипажа», ведь в момент удара его тело превращается в «живой» снаряд, способный сломать спинку переднего кресла и нагрузить переднего пассажира своей массой. А при сильных ударах непристегнутый человек начнет «летать» по салону, травмируя остальных.
«В ДТП человек может получить самые разнообразные травмы, – поясняет директор Центра медицины катастроф при ЧОКБ Игорь Ребиков. – Самые опасные травмы для жизни – травмы головного и спинного мозга, множественные повреждения костей скелета, разрыв селезенки, ушиб сердца. От некоторых можно погибнуть в течение 30 секунд, а от других в течение нескольких минут».
Особенно опасно игнорировать использование ремней безопасности в автомобилях, оснащенных подушками безопасности. Дело в том, что алгоритм раскрытия подушек изначально разрабатывается с тем учетом, что водитель или пассажир во время их раскрытия пристегнут ремнем. Именно поэтому срабатывание подушек в момент неконтролируемого резкого смещения тела человека при аварии может привести к непредсказуемым последствиям. В некоторых случаях непристегнутый человек спускается вниз по сиденью и получает мощнейший апперкот от подушки, что заканчивается сломанными шейными позвонками. Поэтому большинство иномарок занудно пищит, напоминая о непристегнутых ремнях.
Как показывает практика, система ужесточения ответственности для многих автолюбителей станет стимулом к соблюдению ПДД.