Южноуральская пенсионерка добилась в Уставном суде Челябинской области изменений в местном законе «О транспортном налоге». В свое время она лишилась льготы и вместо символических 200 рублей должна была уплачивать в пользу государства до 18 000 в год. И все потому, что мощность ее иномарки составляет 240 л.с., а льготы для пенсионеров распространяются на легковушки с мотором до 150 лошадей.
В 2008 году челябинка приобрела Mitsubishi Diamante. Пригнанная из-за границы иномарка, с правым рулем, мотор на три литра и мощностью 240 лошадок. Судя по расценкам в автообъявлениях на сайте Autochel.ru, красная цена такой машине – тысяч 250–300. А по ставкам транспортного налога 2011 года платить за нее нужно по 18 000 рублей в год. Как, например, за Lexus GS, Subaru Forester или Volkswagen Touareg, которые стоят по 1,5–2,5 млн рублей. Дьявольская разница...
Налог за 2008 год пенсионерка Андреева платила по льготной схеме: всего по 70 копеек за лошадиную силу, то есть выходило около 170 рублей. А с 2009 года заработали изменения в областном законе «О транспортном налоге», которые оказались для женщины роковыми. По этому документу право на льготы получали только те пенсионеры, которые имели в собственности автомобиль с двигателем до 150 л.с. включительно. Для них тариф составлял рубль за «лошадь». А остальные должны платить по стандартной ставке, которая росла из года в год. Так, цена одной лошадиной силы с 2009 по 2011 годы для машин с мотором от 200 до 250 л.с. выросла с 36,1 рубля до 75. То есть уже за первый год после изменений закона пенсионерка должна была выплатить больше 8 000 рублей, а с 2011 – вообще по 18 000.
«Обделенная» горожанка обратилась в областной суд с жалобой по ущемлению своих прав, где ей отказали. Она дошла до Верховного суда, но тоже – никаких результатов.
Дело дошло до Уставного суда, который, в частности, рассматривает соответствие местных законов Уставу области. И в изменениях по расчетам транспортного налога автомобилистка как раз усмотрела некоторые несостыковки:
«Размер налоговой ставки установлен без должного экономического обоснования, не учитывая фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, – приводится пояснение истицы в постановлении Уставного суда. – Являясь пенсионером и будучи обязанной уплачивать транспортный налог в размере, превышающем размер получаемой пенсии, Андреева Н.П., по ее мнению, лишается социальной поддержки, условия которой, исходя из содержания части 1 статьи 69 Устава области, создаются в равной мере для всех граждан Челябинской области (...) Кроме того, в части 2 статьи 2 Устава области гарантируется осуществление всех прав, закрепленных Конституцией РФ, гарантирующей равенство прав независимо от имущественного положения (часть 2 статьи 19), и запрещающей издавать законы, умаляющие права человека и гражданина (часть 2 статьи 55)».
Представители и законодательного собрания, и профильных министерств не поддерживали требования пенсионерки. В том числе ссылались на неверное толкование законов, социальной поддержки. А вот доводы представителя министерства финансов, озвученные в судебном постановлении: «Льготная налоговая ставка (...) в размере 1 рубля с каждой лошадиной силы для пенсионеров, имеющих в собственности легковые автомобили мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, устанавливалась с учетом ее экономического обоснования и с учетом возможностей бюджета – цитирует документ. – А граждане, имеющие в собственности автомобили свыше 150 лошадиных сил, не могут быть отнесены к социально незащищённым, так как к таким транспортным средствам относятся, как правило, дорогостоящие автомобили».
Это еще раз возвращает водителей к спорам о том, от чего вообще должен зависеть размер транспортного налога. Последние годы постоянно всплывают предложения привязать ставки к стоимости машины, к его экологическому классу, были идеи связать тарифы с массой автомобиля и, наконец, включить в цену топлива. Но конкретно этот случай с праворульной «японкой» еще раз доказал: расчет в зависимости от мощности мотора не всегда справедлив. Автомобили могут иметь одинаково сильный агрегат, но их стоимость в силу возраста, принадлежности к разным классам и техническим характеристикам может отличаться в разы. А в итоге владельцы автомобилей за 300 000 и 1,5 миллиона рублей должны платить одинаковые суммы.
«У меня есть только одна догадка, почему появились такие ограничения. Может быть, чтобы владельцы дорогих машин не оформляли их на пожилых родственников и платили по общему тарифу, а не копейки по льготному», – предполагает челябинский водитель Андрей Круглов.
В итоге Уставный суд пришел к выводу, что ограничение права пенсионеров, которые владеют автомобилями мощностью свыше 150 л.с., не соответствует основному закону области. А это значит, что пенсионерка должна платить ровно столько же, сколько остальные автомобилисты-льготники, независимо от силы двигателя машины.
Постановление суда обжалованию не подлежит, действует сразу после его провозглашения (с 12 февраля).
«После данного решения Уставного суда, то есть на настоящий момент, поправка к закону от 2008 года не действует, – поясняет член Адвокатской палаты Челябинской области, представлявший интересы Андреевой в суде, Олег Вадеев. – Именно по данному пункту и именно по пенсионерам признано, что данный закон не соответствует Уставу Челябинской области. Сейчас ограничений для пенсионеров по мощности мотора в праве на льготы быть не должно. То есть все пенсионеры будут платить по рублю за лошадиную силу независимо от мощности двигателя их автомобиля. Также должен быть перерасчет и за предыдущие годы, ведь норма не соответствует Уставу с самого момента ее введения в действие. Как все это будет реализовываться, покажет время».
Выдержки из областных законов по транспортному налогу – здесь.
Постановление Уставного суда от 12 февраля 2013 года.