«Общее состояние дорожных систем в Челябинске достаточно хорошее», – с таким заявлением выступил экспертный состав круглого стола, посвященного улучшению состояния дорожной инфраструктуры после зимнего сезона.
Весенний ремонт дорог – ежегодное событие, которого с нетерпением ждут все автомобилисты. Со сходом снежного покрова все чаще стали звучать жалобы на бесчисленные ямы и выбоины на проезжей части, наскоро залатанные простой щебеночной насыпью.
«За многими дырами в асфальте просто не уследишь – в одной такой я повредила машину, теперь нужен ремонт, – говорит автомобилистка Юлия Воронина. – Особенно раздражает заезд в Ленинский район через мост – вот она, нервотрепка. Стыки не только на этом участке дороги, а в принципе по всему мосту отвратительные. Да и в направлении к центру дела обстоят не лучше. На прошлой неделе прямо посреди дороги торчал железный штырь, благо его загнули обратно, а все безобразие засыпали щебенкой. Но ведь это ненадолго!»
Необходимость ежегодно проводить весенний ремонт обусловливается климатическими и погодными условиями Челябинской области. Члены городской общественной палаты заверили, что они в курсе всех проблем, и в скором времени будут предприняты меры по их устранению.
Невозможность немедленно начать ямочный и капитальный ремонт отдельных участков дорожного покрытия участники круглого стола объяснили неустойчивыми погодными условиями с резкими перепадами температуры.
«Укладка асфальтобетонной смеси в весенний период должна проводиться при средней суточной температуре воздуха не ниже +5ºC, – сообщает эксперт по дорожному строительству, директор строительной компании Александр Мамонтов. – Дождь и снег не только затрудняют сам процесс ремонта, но и нарушают его технологию, что в конечном счете может привести к значительному сокращению срока службы полотна». Именно поэтому жителей города просят проявить терпение. Как только сойдет весь снежный покров и нормализуется температура воздуха, бригады рабочих тут же примутся за ремонт. Между тем общее состояние дорог по городу на данный момент оценивается экспертами как хорошее.
Несмотря на столь оптимистичный настрой, общественная палата и приглашенные эксперты также сошлись во мнении, что существует проблема преждевременного износа асфальтного полотна в городе. По нормативам срок эксплуатации дорожного покрытия – 15 лет. В Челябинске не достигаются даже средние показатели в 7-10 лет, дороги требуют серьезного ремонта каждые два года.
Совместно с экспертами члены общественной палаты попытались найти объяснение недолговечности улиц города. Одна из очевидных причин – увеличение потока машин и, как следствие, нагрузки на дорожное полотно.
«Сейчас, когда жители массово пересаживаются с общественного транспорта на личные автомобили, нагрузка на наши дороги существенно увеличивается, – отметил генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – Этому, кстати, способствует еще и чрезмерное маневрирование при отсутствии разметки проезжей части».
Действительно, количество автомобилей в городе с каждым годом только растет. Отсюда и возникновение трещин, ставящих под угрозу целостность определенного участка дороги.
Еще одна причина скорого износа асфальтного полотна – недостаточный контроль качества и некомпетентность подрядчиков. Ошибки совершаются еще на фазе проектирования. Яков Гуревич привел очень уместный в данном контексте пример со строительством нового моста через Миасс в районе плотины. Напомним, что тогда работы по возведению виадука затянулись из-за обнаруженной на месте строительства скалы. «Прежде чем выделять средства и разворачивать стройку, не мешало бы как следует изучить объект. Это значительно сократило бы и временные, и денежные затраты», – говорит Гуревич.
Пренебрежение необходимостью создания водоотводов и ливневых канализаций также влечет за собой сокращение срока эксплуатации дороги. Если обеспечить полотну водонепроницаемость, то и прослужить оно сможет значительно дольше.
Негативно сказывается на долговечности проезжей части и недостаточный контроль качества асфальтобетонной смеси. «Низкое качество асфальтобетонной смеси обусловлено недостаточным содержанием в ней минерального порошка, – заявляет Александр Мамонтов. – Порой вместо него используются примеси и мелкие отсевы. Если четко контролировать состав, это уже позволит значительно улучшить наши дороги, да и служить они будут в 2-3 раза дольше».
Немало можно сказать и о профессионализме подрядчиков. Важно, чтобы у исполнителей заказа был не только опыт укладки асфальта, но и теоретические знания, ответственность и желание постоянно контролировать и оценивать качество работы на любой ее стадии.
Нарушение температурного режима и других технологических требований по проведению ремонта неизбежно влекут за собой сокращение срока эксплуатации дорог. Член общественной палаты города Челябинска Олег Лукин выступил с предложением обязать подрядчиков полностью контролировать процесс ремонта и укладки асфальта: «Важно заставить подрядчиков отвечать за качество предоставляемых ими услуг. Если прописать в законе, что ремонт и замену полотна, не прослужившего заявленный гарантийный срок, обязан оплатить сам исполнитель некачественной работы, степень ответственности значительно повысится».
В результате все участники обсуждения сошлись во мнении, что решать проблему недолговечности дорожного покрытия в городе нужно комплексно, разрабатывая четкие планы по ремонту и отслеживанию качества материалов и работы подрядчиков на всех ее этапах.
Фото: Фото из архива сайта Аutochel.ru