Депутаты выступили с инициативой обязать сотрудников ГИБДД привлекать водителей к ответственности за нарушение ПДД на основании выложенных в Интернете роликов. В настоящий момент законопроект находится в стадии разработки, но основная идея звучит следующим образом: водитель или пешеход, который стал свидетелем правонарушения, отправляет ролик на сайты государственных служб, далее материал тщательно изучается сотрудником ГИБДД, виновник разыскивается и привлекается к ответственности. Идея, безусловно, замечательная, однако возникает множество вопросов по ее реализации.
«Дело в том, что здесь есть некоторые сложности, – говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД Алексей Горшков. – В данный момент сам процесс привлечения к административной ответственности на основании имеющихся видеоматериалов очень сложен и долог. Важно, чтобы человек, который присылает ролик, обратился с официальным заявлением. Затем все материалы будут изучены, свидетели опрошены, и только тогда сотрудники смогут приступить к поиску нарушителя. Все это занимает очень много времени».
Вот и получается, что если обязать инспекторов преследовать «героев» каждого из выложенных в сети роликов, весь трудовой коллектив ГИБДД будет вынужден отложить в долгий ящик другие обязанности, которых, кстати, и без того немало. Именно поэтому, по мнению Алексея Горшкова, в первую очередь нужно внести поправки в административный кодекс, упростить и ускорить сам процесс привлечения нарушителей к ответственности. Немаловажным также является факт, что на судебных процессах записи с видеорегистраторов зачастую не принимаются во внимание или не рассматриваются должным образом в качестве доказательства.
Эту ситуацию прокомментировал челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» и автор одноименной книги Юрий Панченко: «Принимать ли запись с видеорегистратора – это решение судьи. Если сразу же после происшествия вы отправите ролик в Интернет или перешлете самому себе по почте – зафиксируется соответствие времени и даты. Тогда обвинить в фальсификации видео вас уже не смогут, да и примут его в качестве доказательства с гораздо большей охотой». Активное использование видеозаписывающей аппаратуры и полученных с помощью нее материалов – далеко не первый случай внедрения современных технологий в рабочий процесс госавтоинспекции. Причем цели преследуются разные: упрощение и оптимизация деятельности ГИБДД, а также контроль за сотрудниками.
Совсем недавно начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов сообщил, что к концу текущего года все автомобили ГИБДД будут оснащены современными видеокамерами. По его словам, это поможет отслеживать нечистых на руку сотрудников. Насколько действенный это метод борьбы с коррупцией, покажет только время.
«Здесь важно учитывать, что камеры располагаются в автомобиле сотрудника ГИБДД, а протоколы чаще всего составляются на улице, – говорит Юрий Панченко. – Чаще всего инспектор находится рядом с водителем, который, по закону, не обязан пересаживаться в патрульную машину. Так что далеко не во всех случаях разговор между нарушителем и гаишником будет записан на камеру».
Еще один технологический прорыв в рядах ГИБДД будет совершен в этом году в столице. Московским гаишникам выдадут планшетные компьютеры. С помощью современных гаджетов инспектор сможет обращаться к базам данных водителей в любом месте и в любое время, запрашивать информацию о правонарушениях того или иного автолюбителя, просматривать историю его штрафов и прочее. К тому же значительно ускорится сам процесс оформления ДТП. Предполагается также установка в патрульных машинах компактных принтеров – это позволит на месте печатать необходимые документы, протоколы и постановления.
«Все, что касается каких-то инноваций в оснащении наших сотрудников, всегда воспринимается с радостью, – говорит Алексей Горшков. – Мир развивается, прогресс не стоит на месте, и потому очень важно научиться использовать современные технологии в нашей работе. Очень давно стоит проблема неудобства оформления ДТП. А если обучить сотрудника обращаться с тем же планшетным компьютером, мы сможем не только значительно ускорить процесс, но и избежать ошибок и погрешностей при построении схемы места аварии».
Современные гаджеты и технологии действительно помогут оптимизировать деятельность госавтоинспекции, вопрос лишь во времени привыкания сотрудников к тому или иному устройству.
Фото: Фото из архива сайта AutoChel