19 апреля во втором чтении принят законопроект о введении категории «М» для мопедов, скутеров и легких квадроциклов. Это значит, что для управления вышеперечисленными транспортными средствами необходимо будет сдавать на права.
На сегодняшний день скутер – транспорт преимущественно подростковый. Эдакая дорогая игрушка, более быстрая и продвинутая версия классического велосипеда. На управление этим двухколесным чудом техники права не нужны, достаточно, чтобы водителю исполнилось 16 лет. Однако даже этим ограничением зачастую пренебрегают, забывая, что мопед – это полноценный участник дорожного движения. Для того чтобы ориентироваться в непростых условиях городского дорожного движения, необходим опыт и отличное знание ПДД. К тому же далеко не всегда школьник в состоянии справиться со сложной ситуацией. Яркими доказательствами этого являются многочисленные ДТП с участием подростков-скутеристов.
Буквально на днях произошла трагическая авария в Копейске, в результате которой серьезно пострадали две школьницы – водитель и пассажир скутера. Виновник ДТП, управлявший автомобилем «газель», на пересечении равнозначных дорог не предоставил преимущество скутеру марки Racer, что и послужило причиной столкновения. Пострадавших девочек 12 и 13 лет госпитализировали с черепно-мозговыми травмами и многочисленными переломами.
«Уже давно возникла необходимость таких изменений. Вопрос о введении категории «М» для скутеристов начал обсуждаться еще 5-6 лет назад, – комментирует начальник отделения пропаганды УГИБДД Челябинской области Виктор Хайрулин. – Как раз когда подобные транспортные средства начали пользоваться популярностью. Безусловно, такая мера позволит снизить количество ДТП с участием скутеристов: во-первых, чтобы сдать на права, им необходимо будет знать ПДД; во-вторых, всех водителей мопедов обяжут носить мотошлемы, да и сами транспортные средства будут по всем правилам зарегистрированы и застрахованы».
Сегодня скутериста – виновника серьезной аварии практически невозможно привлечь к ответственности. С введением изменений в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» спрос с водителя мопеда будет такой же, как и с любого другого участника дорожного движения.
Законопроект также предполагает, что категорию «М» автоматически получат водители, которые уже имеют водительское удостоверение. Что будет представлять собой процесс сдачи на права будущими мопедистами, пока неясно, но вызубрить ПДД и сдать теоретический экзамен им точно придется.
Далеко не все водители скутеров и мопедов с введением подобных правил согласны, мотивируют они свое недовольство следующим образом: «По такой логике нужно обязать сдавать на права велосипедистов и пешеходов, – говорит 17-летний владелец мопеда Алексей Соболев. – Они ведь тоже активные участники дорожного движения! Мне кажется, это просто лишний повод вытянуть с нас деньги за никому не нужное обучение езде на скутере, а правила дорожного движения я и без всяких экзаменов знаю».
Ни для кого не секрет, что наши дороги особенно опасны для водителей двухколесного транспорта. Даже если мопедист соблюдает все правила движения, ошибка автомобилиста, движущегося по соседству, может стать для него роковой. Да и водители машин частенько жалуются на снующие туда-сюда скутеры и мотоциклы, водители которых буквально плевать хотели на дорожные знаки и разметку проезжей части.
«Гоняют, как хотят, себя не жалеют! – возмущается автомобилистка с двухлетним стажем Алла Краснова. – Перескакивают через двойную сплошную, протискиваются между машинами. Страшно, что так вот выскочит перед тобой мальчик на мопеде, а ты не успеешь среагировать, и все – искалечен ребенок, и не важно уже, что это именно он был причиной аварии...»
Введение права на управления мопедами также может заметно ударить по бизнесу компаний, занимающихся их реализацией. Посудите сами: если обязать подростков проходить обучение и сдавать экзамен, многие из них могут попросту махнуть на это рукой и пересесть на велосипеды. Это может повлечь за собой спад спроса на скутеры и, соответственно, уменьшение числа продаж. Однако не все владельцы специализированных магазинов мопедов в это верят: «Я не думаю, что это может негативно повлиять на мой бизнес, – говорит директор компании «СкутерСервис» Владимир Михайлов. – А вот инициативу такую я поддерживаю – считаю, что с введением категории «М» на дорогах будет меньше скутеристов-лихачей, игнорирующих правила дорожного движения».
Несовершеннолетние водители мопедов, безусловно, относятся к особой группе риска. Прежде чем приобретать своему чаду подобное транспортное средство, хорошенько подумайте, готов ли ваш ребенок выехать на улицы города, знает ли он ПДД и сможет ли правильно оценить ситуацию на дороге.
Фото: Фото из архива сайта AutoChel.ru