«Чпок» – мотылек с характерным звуком растекается по лобовому стеклу. Цифровой спидометр медленно преодолевает отметку в 200 км/ч, еще мгновение, и асфальтовая кочка в очередной раз пытается сломать мне позвоночник или хотя бы выбить зуб. У нее снова не получается, и на несколько минут мы с ней расстаемся. Плавно выходим из затяжного поворота и по главной прямой летим к заветным цифрам «два-два-ноль» на спидометре.
Citroen C4 седан – это вам не Ferrari LaFerrari, а подмосковный Дмитров – не Нюрнбургринг. Здесь мастерство тестового пилота надо сочетать с вполне житейским опытом маневрирования среди предательских кочек и злокозненных ям. А на скоростном кольце дмитровского полигона и того и другого хватает с лихвой.
Вот так проводится ежегодный тест «60 часов «За рулем» старейшего автомобильного издания России, в котором мне довелось поучаствовать. Специалисты «За рулем» каждый год подвергают несколько новинок жесткому испытанию. Пять дней машины проводят на треке, причем все время двигаются с максимально возможной скоростью. За это время каждый автомобиль проезжает порядка десяти тысяч километров, что вполне сопоставимо с годовым пробегом рядового городского автовладельца.
Едут только в светлое время суток – ночью опасно, да и нет такой необходимости. Остановки – как пит-стопы в «Формуле 1»: доливают бензин, масло, если надо меняют шины. А еще, пилоты чередуются по сменам. На три машины девять водителей. Пока трое трудятся на трассе, остальные отдыхают.
Зачем это нужно? Такой тест – это наиболее быстрый способ проверить потребительские характеристики автомобиля, узнать, как он справляется с высокими скоростями, так сказать, держит удар под дых.
Технический регламент довольно жесткий: остановка для непредвиденного ремонта не должна превышать часа. Если за это время устранить неисправность не удается, то машина дисквалифицируется. Список доступных запчастей и расходных материалов ограничен – ремень генератора, лампы, свечи, шины.
Я хоть и автомобильный журналист, но проситься за руль мне в голову не приходит: все же это не обычная поездка, а гоночный тест, где нужно держать максимальную скорость на далеко не идеальном покрытии.
Конечно, не может такое мероприятие обходиться без эксцессов. Например, пару лет назад на трассу выскочила косуля и угодила под колеса. После столкновения ни косуля, ни машина восстановлению не подлежали. Благо, пилоту хватило мастерства чтобы удержаться на трассе и не получить серьезных травм.
Автомобили для участия в «60 часах» журнал «За рулем» выкупает. После стресс-обкатки они пополняют редакционный гараж. Если, конечно, доживают. Критерии отбора автомобилей – это новизна (машина должна появиться на рынке в текущем году) и отечественная сборка.
В 2013 кроме седана Citroen C4 (двигатель 1,6 л мощностью 150 л.с., комплектация «Эксклюзив») к журналистам попали новая Nissan Almera (мотор 1.6 л мощностью 102 л.с., комплектация «Текна») и Chevrolet Cobalt (двигатель 1,5 л мощностью 105 л.с., комплектация LTZ). Последние, кстати, уже побывали на тест-драйве у сайта AutoСhel.ru. Француз вполне предсказуемо выделялся на фоне конкурентов своими скоростными качествами – именно на нем мы разгонялись до максимальных 220 км/ч. Все-таки это уже не «бюджетник», а гольф-класс и играет он по взрослым правилам. Citroen быстрее всех ехал и с аппетитом запивал проглоченные километры литрами бензина. Так же неэкономно он обходился и с резиной. Ему же отходит и первое место по комфорту, эргономике и качеству салона.
Правда, в первый же день С4 получил «пробоину». Камень прилетел под днище и разбил кронштейн ручника. Можно было бы списать все на случайность, но, по-моему, это недостаток защиты днища машины. На российских дорогах камни будут прилетать очень часто, и инженеры должны были это предусмотреть.
Nissan Almera – суровый «корабль» для волнистых отечественных путей. Большой седан с салоном и подвеской от «Логана». И если для подвески это комплемент, то для интерьера – совсем наоборот. Серый жесткий пластик и странноватое расположение органов управления не дают забыть, что, покупая «Альмеру», вы считали каждую копейку. Зато со всеми неровностями трассы обрусевший японец справляется без проблем и даже с видимым удовольствием. Плохие дороги – определенно его стихия. Энергоемкая подвеска обеспечивает комфорт пассажиров даже на самой забористой «стиральной доске».
Но и непробиваемый на вид автомобиль не обошелся без поломок. Его подвели недостаточно надежно спрятанные тормозные шланги. На высокой скорости поврежденный щиток из под бампера касался их и до корда протер правый. Догадываетесь, чем это чревато?
Несмотря на это, Almera мне понравилась. Сама концепция большого выносливого седана для любых дорог придется по душе многим, а у поклонников «Волги» даже вызовет приятную ностальгию. В целом, это автомобиль, стоящий своих денег. Именно таким он мне и показался на нашем весеннем тесте. Правда, если бы тогда, в Порогах, мне сказали, что он может ехать со скоростью 200 км/ч, я бы не поверил. А Almera может.
Chevrolet Cobalt оказался самым тихоходным. И дело тут не в его технических характеристиках – просто у него установлен ограничитель скорости. На 178 км/ч он упирается в невидимую стену и быстрее не идет ни в какую. Впрочем, динамика разгона неплоха для «бюджетника». Казалось бы, тише едешь – дальше будешь, ан нет. «Кобальт» проехал меньше всех, но поломок не избежал. Весь тест он прошел с горящей лампой check engine – как я понял, проблема была в системе впуска. Были и другие неисправности. Например, датчик уровня топлива категорически отказывался выдавать более-менее правдоподобную информацию. До последних капель топлива он темнил и не включал лампу. Однажды это привело к тому, что бензина просто не хватило до очередной дозаправки, и пришлось доставать из багажника «дежурную» пятилитровку и заливать бензин на трассе.
Общее впечатление машина оставила весьма неоднозначное. С одной стороны, довольно вместительный салон (а багажник и вовсе самый объемный из тестируемой троицы), энергоемкая подвеска, с другой – вялый руль, непритягательная внешность и большое количество мелких технических недочетов.
Скоростная езда заканчивается в восемь вечера. Клетчатый флаг сигнализирует пилотам о выходе на последний круг. Но на этом тест еще не закончен. Машины по очереди заезжают на эстакаду, где подвергаются придирчивому осмотру специалистов. Кстати, сервисный отдел – одно из штатных подразделений журнала «За рулем». Все неполадки конспектируются и устраняются.
После этого автомобили отправляются на булыжную трассу, где за пять дней проводят шесть часов. Там скорость не главное – всего 40 км/ч, зато нагрузка на подвеску весьма серьезная. Так что отделаться испугом на таком тесте у машин шансов нет.
Мое мнение о машинах вполне совпало с мнением коллег из «За рулем». Третье место достается Chevrolet Cobalt, который все пять дней шел с целым рядом небольших неисправностей. По регламенту, победителем становится автомобиль, ремонт которому не потребовался вовсе или занял минимальное время. Исходя из этого, Nissan Almera и Citroen C4 седан делят второе место: оба недостаточно продуманы и в следствии этого могут доставить проблемы в эксплуатации. Так что победителя у «60 часов «За рулем» в этом году не оказалось.
Хотя тест позади, эксперты еще подводят итоги. Предварительные оценки уже выставлены, но развернутые результаты будут опубликованы в августовском номере журнала «За рулем».
Фото: Фотографии журнала «За рулем»