Российские чиновники рискуют распрощаться с роскошными служебными автомобилями. Проект оппозиционера Алексея Навального, размещенный на сайте «Российской общественной инициативы», о запрете госслужащим приобретать легковые автомобили дороже 1,5 миллионов рублей нашел поддержку у 100 тысяч россиян. Теперь инициативу в обязательном порядке рассмотрит Государственная дума. На сбор подписей инициатору понадобилось около трех месяцев.
Аргумент у Навального веский – действующее законодательство не определяет лимиты трат бюджетных средств и средств юридических лиц с государственным (муниципальным) участием при закупке отдельных видов товаров, что нередко приводит к их неэффективному расходованию и закупкам предметов роскоши, среди которых чаще всего встречаются случаи закупки дорогостоящих автомобилей люкс-класса.
«Никакой объективной необходимости в закупке подобных роскошных автомобилей для госслужащих не существует, – говорится в сообщении Навального на сайте «Российской общественной инициативы». – Процедура обжалования подобных закупок результатов не приносит, ведь, покупая дорогостоящие автомобили, чиновники формально не нарушают закона».
Мы составили список седанов, стоимость которых не превышает 1,5 миллионов рублей.
Предложения пересадить госслужащих на автомобили скромнее звучали не раз, однако реальную поддержку в правительстве они не получали. Так, в 2011 году Минэкономразвития отклонило законопроект фракции КПРФ, ограничивающий стоимость служебных автомобилей миллионом рублей, посчитав его необоснованным. В июне текущего года депутат Вячеслав Лысаков вместе с депутатами фракции «Единая Россия» внес на рассмотрение Госдумы поправку в законопроект, ограничивающий стоимость служебных автомобилей тремя миллионами рублей. Уже осенью документ будет подготовлен к первому чтению.
Подобное ограничение принято в Белоруссии: президент страны Александр Лукашенко 12 марта подписал указ «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей».
Однако некоторые московские эксперты не поддерживают инициативу Навального, подкрепленную вполне конкретными случаями, среди которых покупка Центральной базовой таможней в 2011 году автомобиля стоимостью 7,5 миллионов рублей, закуп в 2012 году двух BMW по цене 5,5 и 6,5 миллионов рублей Верховным судом РФ, размещение заказа в феврале 2013 года администрацией Ногинского муниципального района на закупку четырех автомобилей Lexus за 20 миллионов.
Правозащитник и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает такой подход к решению проблемы неверным. «Если мы хотим существенно ограничить чиновников в использовании служебного автотранспорта, нужно идти другим путем, – говорит Похмелкин. – Нужно определить круг должностей, которым будет разрешено использовать служебный транспорт. Любое ограничение по сумме легко обходится. Во-первых, есть стоимость базовой комплектации, а есть дополнительные опции, которые могут быть не указаны. Во-вторых, автомобиль всегда можно взять в аренду и получить компенсацию за использование транспорта из госбюджета. Дело не в стоимости, а в том, кому положено использовать служебный автомобиль».
В мае дума Ставрополья объявила тендер на поставку трех внедорожников Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 6,7 миллиона рублей. Представители ЛДПР в ставропольском парламенте предложили главе регионального парламента приобрести вместо трех внедорожников Toyota менее дорогие внедорожники UAZ Patriot. Но спикер думы Юрий Белый заявил, что депутаты не размещают госзаказы и не могут их отменять. На имя генерального прокурора России Юрия Чайки был отправлен запрос с просьбой разобраться в происходящем в Ставропольском крае.
Челябинские чиновники отдают предпочтение марке BMW, среди которых популярны BMW 7 series и BMW X5. Цены на «семерку» начинаются от 3 миллионов 200 тысяч рублей, стоимость внедорожника Х5 начинается от 2 миллионов 919 тысяч рублей. Впрочем среди чиновников есть и те, кто предпочитает Mercedes, Volvo, Volkswagen, Toyota и Lexus.
Дорогие служебные автомобили имеются и в других государственных организациях Челябинска. К примеру, в распоряжении ФГКУ «3 отряда федеральной противопожарной службы по Челябинской области» находится 3,5-литровый Mitsubishi Pajero. Согласно заявке, размещенной сегодня на сайте госзаказов, на его техническое обслуживание требуется 105 770 рублей. Получить комментарии о том, для каких целей внедорожник используется огнеборцами, нам не удалось.
Обозначить точную сумму расходов администрации и различных госучреждений на пополнение автопарка, его ежегодную страховку, обслуживание и ремонт вряд ли возможно.
Проблема привязанности госслужащих к дорогостоящим автомобилям существует не только в нашей стране. Скандал, связанный с незаконными приобретением 22 автомобилей представительского класса, на днях разгорелся в Таиланде. Один из монахов с 2008 по 2011 приобрел 22 Mercedes-Benz представительского класса стоимостью три миллиона долларов. Государственный департамент специальных расследований проводит проверку по этому факту, подозревая монаха в мошенничестве и отмывании денег.
Несколькими днями ранее глава католической церкви Папа Римский Франциск призвал католических священнослужителей быть смиренными и отказаться от дорогих автомобилей, напомнив о том, сколько детей во всем мире умирает от голода. В качестве папа-мобиля сам Папа выбрал для себя Ford Focus.
Между тем в декабре прошлого года патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал к скромности в выборе средства передвижения и православное духовенство. Просьба патриарха была связана с тем, что священники из-за дорогостоящих иномарок часто оказывались дискредитированы в глазах общества. К примеру, до смертельной аварии в январе 2013 года челябинской епархии принадлежал люксовый автомобиль Volkswagen Phaeton. Как известно, машина была приобретена епархиальным управлением в 2009 году по благословению митрополита Иова. На момент покупки авто во всем мире было продано около четырех тысяч экземпляров, в том числе 124 – в России. Сегодня судьба седана неизвестна.