Кто сильнее – Брюс Ли или Шварценеггер? А кто быстрее – суперкар Audi R8 с мотором V10 или 450-сильный универсал RS4? А в дождь?
Шварценеггер сильнее, Брюс Ли ловчее. В нашем случае – то же соотношение. По чистой скорости, конечно, быстрее R8. Зато синий RS4 не запугивает водителя чудовищными способностями, он гибче, податливее, поэтому ехать «на бровях» на нем даже проще. И в конечном итоге он быстрее – по крайней мере, если ваш опыт вождения мощных «Ауди» измеряется минутами.
Уже не первый раз погода начинает кручиниться как раз в тот момент, когда доходит моя очередь садиться за руль. В залитых битумом стыках взлетно-посадочной полосы скапливаются лужицы, а белая авиационная разметка превращается в искусственный лед. Не повезло? Напротив. Ну что за удовольствие давить гашетку посуху?
Я читал, что в былые времена даже тронуться на суперкаре было не проще, чем вручную поднять в воздух «Аэробус». А теперь полный сюр: когда в рации раздается «Поехали, поехали, машина №3, поехали...», Audi R8 Spyder колдовского зеленого цвета трогается с места, как роскошная яхта, которую напоминает его стройный кузов.
Но вся эта покладистость обманчива, потому что «на ощупь» – а водитель прежде всего должен прощупать машину рулем и педалями – так вот, на ощупь он твердый, как Буратино. Он жесткий и разговор начинает жестко, и когда в первом же серьезном повороте я перебарщиваю с газом, «спайдер» отвечает хлыстом заноса. Система стабилизации купирует его в педагогически выверенный момент – когда ты уже струхнул, но еще способен соображать.
К R8 нужно приноровиться. Он запугивает остротой и тяжестью руля, обильной шириной кузова, а главное, осознанием возможностей пятисот с гаком ньютометров и такого же числа «лошадей». Они, несмотря на полный привод, готовы срывать все четыре колеса в пробуксовку даже на сухом асфальтобетоне.
На подобных мероприятиях инструкторы не перестают повторять одну и ту же мантру: «Плавнее, меньше резких движений». Эти слова незаметно оседают коралловым мелом в сознании, и сейчас, в нужный момент, выстреливают.
На скользком от луж бетоне «держак» у R8 больше, чем у обычной машине посуху. Не нужно его провоцировать, его нужно понять, простить и покорить. Меньше размашистых движений, больше конкретики. R8 свиреп, но без панической агрессии. Он поворачивает жестче и более плоско, чем 99% автомобилей, и нужно научиться видеть в этой жесткости не угрозу, а союзника. Многочисленные «люфты», крены и поскрипывания шин, которыми обычные автомобили информируют тебя об экстремальной ситуации, здесь растворяются в его монорельсовой твердости. Просто рисуй траекторию глазами, и сигнал пойдет по цепочке через кисти твоих рук по хваткому рулю через сервоприводы и рейки на широченные колеса.
И оседлав его наконец, удивляешься, какие скупые движения рук требуются для выполнения той же змейки или переставки. Ты как будто не рулишь, а лишь указываешь направление. Чуть сбросил газ – ожила «корма», R8 слегка довернул. Добавил газ – траектория распрямилась. Сбросил, добавил. Влево, вправо. Телепатия, ей богу.
А когда открывается прямик, можно топить педаль до пола: полный привод и система стабилизации обеспечивают фантастический разгон даже по лужам.
«Как она держит трассу! Ну как она едет!», – не переставал восторгаться мой напарник, сев за руль.
С этой машиной справится любой новичок при условии, что у него есть понятие о самодисциплине. В обычных режимах R8 спокоен настолько, что даже не по себе. Но чем быстрее едешь, тем туже тетива. Он не позволяет погнать сходу, в стритрейсерской манере по принципу «война план покажет». Большая мощность, центральное расположение мотора, полный привод заставляют думать, прежде чем делать. Они заставляют тебя полагаться не только на рефлексы, но и на предвидение ситуации, полагаться не только на кувалду динамики, но и на хирургический скальпель рулевого управления.
RS4 – этот абсурдно мощный «вагон» после R8 кажется сущим рубаха-парнем. Посадка более привычная, руль легковат, разгон в пол быстр без драмы, а главное – вот его-то можно бросать в повороты в той безалаберной манере, которая выдает начинающего гонщика. Если бросишь чересчур сильно, система стабилизации срежет скорость, но пассажиры все равно будут в восторге. Если же идти по грани сцепных свойств, ощущаешь себя свободнее и смелее, чем на собранном в кулак R8. Хорошо это или плохо – зависит от целей.
Мой напарник в этом заезде не перестает сетовать, что RS4 с его длинной колесной базой не такой острый и верткий, каким должен быть спорткар. Дескать RS5, который едет за нами, в разы лучше.
Вполне возможно, но лично меня заводит эта удивительная диспропорция между вытянутым кузовом «универсал» и бойцовским характером машины. Если на R8 ты боишься переборщить с газом или бросить его в поворот слишком резко, то RS4 смотрит на все это сквозь пальцы, добавляя в уравнение толику переднеприводной привычности (хотя он полноприводный, повадки напоминают обычные машины). Он не норовит выскользнуть из-под тебя, а наоборот втягивает в свои игрища и провоцирует быть раскованнее, как в танцах. Если R8 это профессиональный спортсмен, то RS4 – клубный.
Мероприятие Audi R-Drive было организовано дилером «Ауди Центр Челябинск» при поддержке пилотов школы Quattro. В течение дня на летном поле клиенты могли протестировать несколько заряженных Audi: два универсала RS3 и RS4, купе RS5, суперкар R8 V10, его открытую версию Spyder и, наконец, creme-de-la-creme – R8 GT, выпущенный ограниченным тиражом. Проложенная по летному полю трасса была обозначена конусами и включала несколько поворотов, скоростную змейку и переставки. Особенно отчаянным удавалось разгоняться до 200 с лишним километров в час. При этом тормозная динамика порой шокировала даже больше, чем разгонная: сочный удар по педали тормоза искажает пространственно-временной континуум. Посмотрев на карбон-керамические тормозные диски R8, я перестал удивляться, почему...
Технические характеристики тестовых Audi
Фото: Фото автора