Во многих челябинских дворах за последние несколько лет «выросли» искусственные неровности. В большинстве случаев инициаторами таких «лежачих полицейских» выступают сами жители, которые опасаются за собственную безопасность. Поводов к тому предостаточно – вечно спешащие водители то и дело провоцируют аварийные ситуации в узких уличных проездах.
Очередное такое происшествие подтолкнуло жительницу дома №37 по улице Ворошилова на установку «лежачего полицейского». «Мне нужно было пройти к 35-му дому, и в этот момент по двору на большой скорости ехала машина. Не сворачивая водитель мчался на меня, чтобы отстраниться, я бросилась к бакам. А там был пандус, и я со всего маху ударилась об эти баки. Машина прокатила, водителю дела мало до этого, – вспоминает Белла Скиранская. – Движение здесь большое, водители скорости не снижают. Каждый день в нашем дворе давят не менее двух-трех голубей, давят и кошек. Мы волнуемся, невозможно спокойно пройти».
Эта проблема волнует не только ее. Пешеходам периодически приходится уворачиваться от рассекающих по дворам автомобилистов. «По собственной неосторожности в нашем дворовом проезде автомобилисты часто учиняли аварии, – говорит житель дома №36а по улице Энгельса Алексей Евсеев. – Продолжалось это ровно до тех пор пока не установили пару «лежачих», которые стали принудительным ограничителем скорости. Пешеходам стало безопасно ходить, а водителям уверенней ездить».
Процедура установки официальных «лежачих полицейских» на дворовой территории довольно сложна, для их организации необходимо получить разрешительные документы от нескольких ведомств: ГИБДД, Управления дорожного хозяйства, специализированного монтажно-эксплуатационного управления. Кроме того, должен быть соблюден стандарт, согласно которому высота искусственной дорожной неровности не должна превышать семи сантиметров, а длина быть не менее ширины проезжей части дороги при допустимом отклонении в 20 сантиметров.
«Движение в нашем дворе большое – утром и вечером автомобилисты привозят и увозят детей. Много машин идет вглубь шестого микрорайона, – продолжает Белла Скиранская. – Водители не снижают скорости. Когда была реконструкция двора я обращалась в ЖЭК – просила сделать «лежачих полицейских», но мне отказали. В прошлом году администрация Курчатовского района сделала пешеходную дорожку, но чтобы на нее вступить мне нужно выйти на дорогу, по которой несутся машины. В итоге – рискуешь быть сбитой. Самое обидное, что ЖЭК настраивает жителей против этого благоустройства. Для них это дополнительная работа».
По мнению председателя межрегиональной ассоциации «Союз пешеходов» Владимира Соколова, чтобы обезопасить себя и своих домочадцев жителям нужно обратиться в администрацию района и ГИБДД.
«Что касается дворов, то существует специальный знак ограничение движения. Он автоматически должен распространятся на жилой фонд, но раз он не висит, водитель может пренебрегать этим, – говорит Владимир Соколов. – Установка режима движения в своем районе – функции администрации. Необходимо обратиться в администрацию и ГИБДД, ведь установка каждого знака согласуется с ними. Обращение в Госавтоинспекцию ускорит решение проблемы. Против того, чтобы ввести ограничение скорости и проконтролировать скорость движения никто не будет возражать. Еще один действенный способ – «лежачий полицейский». При его виде водители существенно сбрасывают скорость».
Стоит отметить, что если дом управляется ТСЖ, то бегать и собирать бумаги необходимости нет. В данном случае собственники жилья имеют право распоряжаться земельным участком, на котором стоит дом, по своему усмотрению. Если дом обслуживает управляющая компания или он принадлежит муниципалитету, то принимать решение по установке ЛП может только город. Как раз в этом случае жильцы и должны обратиться с заявлением в городскую управу. Чиновники сами обязаны согласовать этот вопрос с ГИБДД, управлением архитектуры и всевозможными ведомствами, внести информацию об установке «лежачего полицейского» в план придомовой территории. Правда, бумажная волокита растягивается на месяцы.