Возможно, в скором времени всем желающим сесть за баранку в обязательном порядке придется проходить тест на наркотики. В минувшую пятницу законопроект с соответствующими поправками был рассмотрен Госдумой и принят в первом чтении.
Но это еще не все. Доказывать свою «чистоту» также придется людям, чья профессия связана с управлением транспортными средствами или их движением, а также тем, кто по долгу службы владеет оружием. Таким образом, на особый контроль попадают все водители, сотрудники полиции, военнослужащие-контрактники, сотрудники частных охранных предприятий, а также авиационный персонал и командные составы судов. Полный перечень работников, для которых проверка на наркотики станет обязательной процедурой, будет составлен правительством РФ.
Необходимость принятия законопроекта авторы объясняют положительной динамикой распространения наркомании и наркопреступности на территории Российской Федерации. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, общее число людей, потребляющих наркотики, в мире составляет примерно 250 миллионов, а это до 5,7% от всего населения в возрасте от 15 до 64 лет.
Число наркопотребителей в России, по экспертным оценкам, превысило 2,5 млн.
«В нашей стране отчетливо проявилась тенденция значительного увеличения (с 6 до 12%) уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – В связи с этим проводимая сегодня в Российской Федерации государственная антинаркотическая политика диктует необходимость поиска новых законодательных путей решения этой проблемы».
Итак, фактической целью законопроекта является определение у будущих и действующих водителей транспортных средств случаев употребления наркотических или психотропных веществ. При этом в случае принятия закона будут внесены некоторые изменения и в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан». А именно медицинские организации, проводящие тестирование на наркотики, обяжут направлять сведения о выявленных наркоманах в органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, которые, в свою очередь, будут решать вопрос о привлечении «кайфоманов» к административной ответственности. Помимо этого провинившихся несколько раз за год работников будет ждать увольнение со службы.
Цели и задачи законопроекта об обязательном тестировании на наркотики поддерживает и лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Депутат от «Единой России» известен своим нетерпимым отношением к хмельным водителям. Он является одним из авторов законопроекта, речь в котором идет об ужесточении санкций за повторную хмельную езду вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Вот и о наркоманах за рулем Вячеслав Лысаков высказывается не менее жестко.
«Я за то, чтобы массово проверять на наркотики лиц, готовящихся к поступлению в автошколу, – говорит депутат. – Понятно, что нам необходимо убирать с дорог алкоголиков, несущих серьезную угрозу обществу. То же касается и наркоманов – это неадекватные люди, которых ни в коем случае нельзя допускать к рулю».
Доказательством этих слов могут послужить многочисленные ДТП, происходящие по вине одурманенных и хмельных водителей.
Так, в июле этого года в Магнитогорске в страшной аварии, косвенной причиной которой стали наркотики, погибла девушка-пешеход. Как сообщают в пресс-службе Прокуратуры Челябинской области, в ночное время лишенный прав 23-летний молодой человек, будучи в состоянии наркотического опьянения, сел за руль своего Mitsubishi Eclipse и на скорости около 160 км/ч сбил девушку, переходившую проезжую часть проспекта Ленина по зебре. От полученных тяжелых травм головы и тела пешеход скончалась на месте происшествия.
В отношении бесправного дурман-водителя было возбуждено уголовное дело по части четвертой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение лицом, управляющим автомобилем в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека). Известно также, что ранее молодой человек уже девять раз привлекался к административной ответственности за бесправную езду.
«Согласно заключению автотехнической экспертизы, обвиняемый мог предотвратить наезд на пешехода при движении автомашины со скоростью 60 километров в час, – сообщили в прокуратуре. – В настоящий момент уголовное дело направлено на рассмотрение в Правобережный районный суд города Магнитогорска. Водитель Mitsubishi Eclipse находится под стражей».
Но вернемся к законопроекту. С одной стороны, будущие водители при прохождении медкомиссии на права и без того должны побывать у нарколога. А с другой – чаще всего эти визиты ограничиваются осмотром вен и проверкой глаз на «нездоровый блеск».
«Все знают, как выдается эта справка от нарколога: если на учете не состоишь, то и справку тебе дадут без проблем, – пишет один из читателей сайта Autochel.ru. – Никаких тестов, никаких анализов, ничего больше не нужно. Просто прийти».
Еще один спорный момент законопроекта – это ощутимая для бюджета страны стоимость его реализации. Согласно финансово-экономическому обоснованию, на проведение обязательного тестирования на наркотические и психотропные вещества ежегодно потребуется порядка двух миллиардов рублей. А средняя стоимость разовой проверки составит около полутора тысяч рублей. Очевидно, что оплачивать тест кандидаты в водители, скорее всего, будут самостоятельно. А вот за чей счет будет проводиться проверка будущих полицейских, военных и прочих попадающих под законопроект работников – вопрос открытый.
Фото: Фото из архива сайта Autochel.ru