Увидев ребенка, стоящего на коврике переднего пассажирского сиденья Hyundai Accent, остановленного секунду назад, инспекторы ГИБДД буквально остолбенели. «Вы что, не знаете, что ребенка нельзя возить под торпедой?» – не в силах скрыть возмущение спрашивает один из сотрудников ДПС. В ответ растерянный водитель иномарки лишь стыдливо уводит глаза. Удивительно, но за сегодняшний профилактический рейд это далеко не единичный случай родительской безалаберности, выявленный автоинспекторами Челябинской области.

Нарушение пункта 22.9 ПДД РФ «Перевозка детей в транспортных средствах» в соответствии с частью 1 статьи 12.23 КоАП РФ предусматривает штраф в размере 3000 рублей. Эта сумма сопоставима со стоимостью детского удерживающего устройства.
Сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день ребенка. И именно в этот день южноуральские сотрудники Госавтоинспекции провели специальное мероприятие по отработке нарушений правил перевозки детей в транспортных средствах. Усиленная профилактическая работа ГИБДД вызвана плачевной ситуацией, которая складывается на дорогах. Так, за 10 месяцев текущего года, в Челябинской области в качестве пассажиров транспортных средств погибли 11 детей и 131 получили травмы. Из них 53 ребенка (37,5%) перевозились в автотранспорте без использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности. В Челябинске за аналогичный период в результате ДТП травмы получили 57 детей-пассажиров. Для двух малышей поездка с нарушением правил перевозки стала последним событием в их жизни, поскольку закончилась их гибелью.
«Сегодня мы проводим профилактическое мероприятие «Ребенок – главный пассажир». Наша цель не привлечь нарушителей к административной ответственности, а еще раз провести с водителями разъяснительную пропагандистскую работу о необходимости использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности, – рассказывает начальник пресс-службы УГИБДД по Челябинской области Виктор Хайрулин. – В рамках данного мероприятия в 15 крупных городах области задействовано 350 сотрудников Госавтоинспекции. Они несут службу возле 52 школ».
Для проверки сознательности родителей сотрудники Госавтоинспекции Челябинска выбрали время, когда мамы и папы везут детишек в детские сады и школы. Такие посты вблизи школ были выставлены в каждом районе города – восемь в общей сложности.
Ровно в 7:00 пост наряда ДПС, куда были приглашены представители СМИ, а также полномочный представитель по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова расположился возле школы №30 на улице Володарского.

Один за другим автомобилисты неспешно приближались к нашему посту. За темными стеклами задних дверей ничего не видно, поэтому сотрудники ГИБДД останавливали каждого автолюбителя. Ажиотаж начался спустя час – машины с детьми ехали непрерывным потоком, а инспекторы ДПС, выявляя нарушителей правил перевозки юных пассажиров, попутно «выводили из сумрака» любителей тонированных передних стекол.
– Девушка, а что здесь случилось? – интересуется обеспокоенная дама.
– Все хорошо, здесь проводится рейд по выявлению нарушений перевозки детей-пассажиров, – отвечаю я.
– Полезное дело, только почему сотрудников ГИБДД так много? – уточняет незнакомка.
– Такой массовый рейд сегодня проходит по всей области, – пытаюсь объяснить причину скопления автоинспекторов.
– Классно! – вздернув большой палец вверх, неожиданно ответила дама и поспешно направилась в школьный двор.
Такого же мнения был и водитель остановленной Toyota, в салоне которой находилось сразу два детских кресла, рассчитанные на разные возрастные категории. В том, что побольше, сидел школьник, пристегнутый ремнем безопасности по всем правилам. В знак признательности инспекторы вручили законопослушному водителю тематическую листовку, а юному пассажиру – светоотражающий стикер и памятку по безопасности дорожного движения.

К счастью, большинство родителей – разумные и законопослушные люди. Но нет правил без исключений. Несмотря на то, что номера школ, где расположились посты ДПС, были известны заранее, а администрации образовательных учреждений и родители были осведомлены дополнительно, некоторые родители все равно игнорировали требования правил. Только челябинские автоинспекторы, помимо проведения профилактических бесед, составили десять административных материалов по данным нарушениям. У каждого из водителей свое оправдание, но, кажется, что никто из них даже не задумывается о безопасности ребенка. Хотя столь безответственное и легкомысленное поведение может стоить маленькому человеку жизни.
Яркий тому пример: 6 ноября этого года на пятом километре автодороги Кунашак – Арыково – Усть-Багаряк в аварии погиб месячный малыш. На трассе не разъехались Lada Granta и ВАЗ-2108. В аварии серьезно пострадали пассажиры «Гранты»: мужчины 46 и 51 года, а также 22-летняя молодая мама с месячным малышом, сидевшие на заднем сиденье. К сожалению, пострадавший ребенок получил тяжелые травмы и скончался по пути в больницу. Позднее полицейскими было установлено, что ребенок перевозился с нарушением правил перевозки детей – не в автолюльке, а на руках у матери. При ударе малыша придавила собственная мама.
По данным статистики ГИБДД России, ребенок становится участником каждого десятого ДТП в нашей стране. В восьми из десяти случаев дети пострадали в ДТП, являясь пассажирами легковых авто. И с каждым годом количество таких аварий увеличивается. Так, за шесть месяцев 2013 года в России зафиксировано 9003 аварии, в которых 323 ребенка погибли и 9528 пострадали.
«До 12 лет дети обязаны перевозиться с использованием детского удерживающего устройства, но при выборе удерживающего устройства родителям следует исходить из роста детей. Рослые дети-пассажиры могут перевозиться на заднем сиденье с использованием штатных ремней безопасности и недорогих приспособлений, таких как бустер», – отмечает заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области полковник полиции Максим Куляшов.
Напоминаем, что только правильное применение детского удерживающего устройства, соответствующего росту и весу ребенка, позволит сохранить жизнь и снизить тяжесть травм в случае аварии. По результатам профилактического рейда «Ребенок – главный пассажир» выяснилось, что около 20% из остановленных сотрудниками ГИБДД на дорогах области автомобилистов по-прежнему не пристегивают детей в детских креслах, либо вовсе игнорируют правила перевозки детей. Всего было проверено около 2400 водителей. В 520 автомобилях дети перевозились с нарушениями правил перевозки. На 73 водителей составлены административные протоколы, с 930 проведены разъяснительные беседы.
Фото: Фото автора