Половина россиян тратят на покупку авто больше денег, чем планировали. Такую статистику опубликовало аналитическое агентство «Автостат».
Часто ли вы сталкивались с ситуацией, когда при выборе автомобиля в салоне внимание падало на другие модели? Приходишь в салон смотреть одну модель, глаз цепляется за более дорогую машинку. Смотришь ценник и нехотя начинаешь прикидывать: «Да не такая уж она и дорогая, возьму кредит, зато буду ездить на дорогом автомобиле». Так, половина соотечественников при покупке нового авто выбирают машину дороже, чем планировали.
Психолог Ирина Осокина такой статистике не удивлена. «В этом и заключается профессионализм истинного продавца, – рассказывает собеседник. – В салонах, где с покупателями обращаются так, словно каждый гость – VIP-персона, продажи проходят намного активнее. Дело в том, что человек в такие моменты ощущает, что достоин лучшего, и начинает присматриваться к более дорогим автомобилям. Поэтому в салонах, торгующих недорогими авто, стараются клиента особенно не баловать».
Причем статистика одинакова как для российских авто, так и для иномарок. Исключением стали только «китайцы». Только 36% покупателей машин, произведенных в Поднебесной, вышли за рамки запланированного бюджета. Это легко объяснить – китайские автомобили достаточно дешевы, и выбирают их люди, сильно ограниченные в средствах. «Превышать» им особо некуда.
Основной причиной, из-за которой россияне «не вписались» в бюджет, стал выбор более дорогой комплектации. В 75% случаев россияне решаются на приобретение более дорогой комплектации или устанавливают на свою машину дополнительное оборудование, предлагаемое дилером. Особенно это касается отечественных автомобилей – в 63% случаев покупатели выбирали более дорогую комплектацию. Оно и понятно – отечественные автомобили в «базе» настолько скудно оснащены, что в любом случае придется добирать что-то из опций (если вас, конечно, не устраивает комплектация 4+1 – четыре колеса, один руль. – Прим. авт.). Дополнительное оборудование также активно продают к «китайцам» – в 41% покупки, выходящие за рамки запланированного бюджета, были обоснованы установкой опций.
Статистика дала нам еще одну интересную цифру. Почти в четверти случаев покупатели статусных иномарок делали свой выбор в пользу еще более дорогого класса автомобилей. Впрочем, на то они и премиальные марки, чтобы ориентироваться не на средства, а на ощущения от вождения. И здесь, чтобы почувствовать разницу между машинами, нужно переплатить стоимость двух-трех бюджетных автомобилей. А почти 15% покупателей дорогих авто, ориентировавшихся на определенную марку, покупали железного коня более престижного производителя.
«Обычно выбор машины покупатель начинает с того, что читает характеристики на сайтах, выбирает подходящую модель, комплектацию, следит за акциями в автоцентрах, – говорит руководитель службы продаж автосалона «Джемир-Копейск» Александр Анохин. – У него складывается определённое ожидание от автомобиля. Но, приходя в салон, он видит машину воочию, видит другие модели. Может сесть, всё опробовать, пройти тест-драйв. Тогда у него уже появляется понятное ощущение от автомобиля, и приоритеты могут поменяться. Например, захотелось автомобиль определённого цвета с дополнительными функциями, удобными гаджетами. Если есть возможность его приобрести, решение принимается в пользу того, что действительно нравится. Поэтому часто бывает, что клиент покупает автомобиль дороже, чем планировал».