В 2010 году у водителей появилась новая обязанность – пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. До введения нового правила водители обязаны были пропускать всегда и везде только:
слепых пешеходов;
детей, идущих к школьному автобусу или от него.
При этом само понятие «пропустить» по ПДД оставляет главенство в ситуации за водителем, и подразумевается, что ни слепые пешеходы, ни дети не в состоянии отвечать за свои действия.
Фактически с 2010 года взрослые пешеходы на нерегулируемом переходе по своему интеллекту приравнены к детям, а по способности оценивать ситуацию – к слепым. Хотя по оценке ситуации я, вероятно, перегибаю. У слепых – хороший слух. Да и по интеллекту многие школьники ушли далеко от взрослых.
Если термин «пропустить» государство распространило и на пешеходов, то де-факто признается, что пешеходы на нерегулируемом пешеходном переходе не в состоянии отвечать за свои действия.
Совсем иначе выглядит термин «Уступить дорогу пешеходу», который означает лишь закрепление приоритета в конкретной ситуации за пешеходом. Следовательно, пешеход участвует в оценке ситуации и принимает решения.
В «Конвенции о дорожном движении» понятие «пропустить» встречается повсеместно, и соответствует термину «уступить дорогу» в ПДД России. По Конвенции водителям при приближении к пешеходным переходам предписано снижать скорость и (или) останавливаться, чтобы пропустить пешеходов. Правило разумное и неоспоримо нужное, поскольку для снижения скорости нужно как минимум снять ногу с педали акселератора. То есть из остановочного пути искусственно исключается расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя.
Но разработчики поправок в ПДД почему-то не заменили понятие «пропустить» на привычное нашему слуху и восприятию «уступить дорогу».
Одно и то же слово «пропустить» в двух разных документах имеет разный контекст: по ПДД – слепые и школьники, а по Конвенции – уступить дорогу. Простой перенос слова из одного документа в другой вызывал неразбериху, непонимание, и как следствие – вольное толкование термина правоприменителями, то есть инспекторами ГАИ и судьями.
Предыстория вопроса, надеюсь, вам стала понятна.
Осталось убедиться, что «уступить дорогу пешеходу» и «пропустить пешехода» – одно и то же.
Отвлечемся от пешеходов.
Согласно ПДД: «Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость», – п.1.2 ПДД.
Как видим, в определении нет четкого указания на выбор скорости. Например, при выполнении обгона водитель не должен создавать помех (то есть должен уступить дорогу) обгоняемому при возвращении в свою полосу. И никого не смущает, что обгоняющий движется быстрее обгоняемого.
Расшифровка понятия «пропустить» в ПДД отсутствует, но она и не обязательна, так как в п.14.1 ПДД этот термин упоминается в контексте «снизить скорость или остановиться». Это подтвердил генерал-майор полиции В.Кузин, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, один из авторов данной поправки в ПДД. В комментариях «Российской газете» – Федеральный выпуск №5190 (111) от 25.05.2010 г. – он указал: «Водитель, увидев на «зебре» пешехода, вместо того чтобы притормозить, задумывался, каким образом он должен уступить дорогу. Теперь в главном водительском документе даны четкие рекомендации: сбросить скорость или остановиться. Например, на противоположной стороне дороги человек вышел на «зебру», водитель притормозит, оценит расстояние и поймет, надо ему останавливаться или нет. Успеет пешеход добежать до этой стороны улицы или можно проезжать спокойно».
Начальник ГИБДД Челябинска подполковник полиции Михаил Савенко поддерживает данную точку зрения. Запись сделана мною 19 сентября 2013 года на пресс-конференции: «У нас при инструктажах перед началом несения службы инспекторов настраиваем на выявление такого вида нарушений… В случае, если дорога имеет две полосы и более в каждом направлении, при передвижении пешехода по встречной полосе не будет водителя никто наказывать. Не надо из инспекторов демонов делать. Если [пешеходы] уже вышли на полосу нашего движения, соответственно две-три [попутные] полосы они встают уже», – говорит подполковник Савенко.
Откроем решение Верховного Суда АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года: «Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются)».
Таким образом, «уступить дорогу» пешеходу и «пропустить» его – одно и то же, но с единственной разницей: когда речь идет о «пропустить», снижение скорости или остановка обязательны. Если речь идет об «уступить дорогу пешеходу», например, идущему к трамваю или от него, то «газку» можно и прибавить.
Важное разъяснение: чтобы возникла обязанность пропускать пешехода или уступать ему дорогу, траектории движения автомобиля и пешехода должны пересечься не только в пространстве, но и во времени. Об этом сказано как в разъяснении генерал-майора В.Кузина, так и в решении Верховного Суда.
Если вы действовали согласно инструкции генерал-майора В.Кузина, но вас все равно наказали за непропуск пешехода, то именно ему и следует писать жалобу.
Адрес: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 3, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ генерал-майор полиции В. Кузин.
31 декабря 2013 года Министром внутренних дел подписан новый приказ об оценке деятельности полиции. Если количество жалоб в адрес центрального аппарата МВД растет, то полиция на местах работает плохо.
Жалобы можно направлять и непосредственно на имя начальника ГАИ Челябинска подполковника полиции М.П.Савенко, если действия инспектора ГАИ не соответствует инструкциям руководства.
Вместо послесловия. Последний раз за непредоставление преимущества пешеходам я заплатил штраф 100 рублей в сентябре 2005 года.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.