Челябинским автомобилистам бьет по глазам... нет, не адреналин, а яркий свет от наружной рекламы, переливающейся всеми цветами радуги. Световые короба, выходящие прямо на оживленную проезжую часть, обрамленные неоном вывески магазинов и развлекательных заведений, мигающие и мерцающие табло – все это вполне может стать отвлекающим фактором для водителя и, как следствие, причиной возникновения аварии.
За конкретным примером далеко ходить не надо – летом минувшего года челябинская автоледи попала в ДТП на пересечении улиц Братьев Кашириных и Чичерина. Это был теплый солнечный денек, женщина двигалась в сторону проспекта Победы по Чичерина. Никуда не торопясь и не превышая скорости, она выехала на перекресток и тут удар – в левый бок ее автомобиля врезалась другая машина. В результате растерянная автоледи оказалась на встречной полосе движения. Как такое могло произойти, дама не понимала – ведь правил она не нарушала, скорость не превышала, начала движение на свой «зеленый». Все точки над i расставила запись с видеорегистратора. Оказывается, в момент выезда на перекресток, женщине горел «красный», а за разрешающий сигнал светофора она приняла зеленую светящуюся вывеску местной аптеки.
К слову, неподалеку от этого злополучного перекрестка не так давно появилась еще одна световая вывеска, ставшая «любимой мозолью» многих автомобилистов, чей путь ежедневно пролегает через пересечение улицы Академика Макеева с Университетской набережной. Яркий рекламный блок, расположившийся на углу дома, горит холодным белым светом, периодически мигая. В темное время суток такие вспышки слепят водителей не хуже дальнего света фар встречного автомобиля.
«Я там проезжаю практически каждый день – жену на работу завожу, – рассказывает автомобилист с семилетним стажем Роман Пронин. – Вывеска эта действительно бьет по глазам. Причем вечером, когда темно, не так страшно, что она горит – можно даже сказать, дополнительно дорогу освещает. Но вот когда начинается это сумасшедшее мигание, в глазах рябит, появляются «заслепы» – темные мутные пятна. И только хорошенько проморгавшись можно вновь нормально разглядеть дорогу перед собой».
А на вывеску, расположенную через улицу – на Академика Королева, жалуются не только автомобилисты, но и жители соседних домов – яркие лучи по ночам бьют в окна, мешают спать. «Вывеска находится на Королева, мы живем на Макеева, – рассказывает местная жительница Анна Виноградова. – Даже с такого расстояния, около полкилометра, свечение от нее видно. Особенно раздражает, когда вывеска мигает. Но нам-то еще ладно. А вот каково жителям домов, расположенных через дорогу от рекламного блока, – представить даже не могу».
Как рассказали нам в Управлении наружной рекламы и информации администрации города Челябинска, технические требования к рекламным конструкциям и правила их установки прописаны в ГОСТе РФ Р52044 – 2003, утвержденном постановлением Госстандарта. В случае, если водитель подозревает, что тот или иной баннер или рекламное табло не отвечает этим стандартам и представляет опасность для участников дорожного движения, он может сообщить об этом в Госавтоинпекцию города.
«Если в ходе специальной проверки нарушение будет подтверждено, то, согласно закону о рекламе, можно будет уже обращаться в суд с заявлением об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, – уточнили в администрации. – После чего неотвечающий ГОСТам баннер или табло могут быть демонтированы».
Как отметил заместитель начальника ГИБДД Челябинска майор полиции Алексей Горшков, не так давно рекламные конструкции, размещаемые в непосредственной близости от проезжей части, должны были согласовываться с ГИБДД, теперь же этого не требуется.
«Если раньше человек приходил к нам с проектом, показывал где и какую именно рекламную конструкцию он собирается устанавливать, то мы сразу же, еще до монтажа, могли отследить какие-либо нарушения, которые могут негативно сказаться на безопасности дорожного движения, – поясняет Алексей Горшков. – В случае, если проект соответствовал всем требованиям, мы без проблем его согласовывали. Сейчас же, когда нашего разрешения не требуется, мы можем узнавать о нарушении уже только по факту – в ходе патрулирования города или же через обращения граждан. Конечно, это вызывает определенные неудобства. После выявления нарушения у действующей рекламной конструкции мы выдаем предписание о ее демонтаже, обязательно уведомляем Управление наружной рекламы о необходимости устранения несоответствий, принимаем меры административного характера в отношении предпринимателя, установившего данную конструкцию».
К слову, недовольны отвлекающей от руля рекламой автомобилисты со всей России. Свердловчане еще с прошлого года бьются со сверкающими надписями, красующимися на задних стеклах пассажирских автобусов. Жители культурной столицы недовольны отвлекающими их от дороги изображениями полуобнаженных женщин и крупногабаритными билбордами. А в Воронеже негатив среди автомобилистов вызывают рекламные экраны, сюжеты на которых меняются с ослепительно яркими вспышками.