Autochel.ru вместе с экспертами межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» разбирались в причинах смертельных автокатастроф.
Результаты исследования оказались более чем убедительными: практически на каждую предложенную МОЦ причину находится реальный пример. Сегодня мы разберем этот страшный топ-10 с помощью реальных происшествий, случившихся на территории Челябинской области за три месяца этого года.
Отметим, что целью исследования было выявление именно самой причины возникновения тяжелого по последствиям ДТП. Если данные ГИБДД представляют собой набор стандартных формулировок и фактов (как, например, «не справился с управлением», «совершил столкновение», «не выбрал правильную дистанцию» и проч. – Прим. автора), то экспертный состав МОЦ попытался выявить, что именно стоит за каждым конкретным фактом.
«Исследование проводилось на основе анализа данных, полученных от водителей – владельцев видеорегистраторов, ставших свидетелями или участниками ДТП, – поясняют в пресс-службе МОЦ «За безопасность российских дорог». – Было обработано более полутора тысяч видеороликов, размещенных водителями на различных интернет-ресурсах в течение 2012-2013 годов».
Все проблемы – у вас в голове
Особый риск несут так называемые «опасные ментальные установки». Если говорить проще, определенный настрой словно бы программирует водителей на самоуничтожение. Пренебрежение собственной безопасностью, игнорирование тех самых тревожных звоночков и излишняя самоуверенность за рулем – все это может, а зачастую и становится причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия.
1. Водители не считают приоритетом безопасность – как собственную, так и окружающих их людей
Иначе говоря, безопасность и сохранность жизни и здоровья отходят на второй план из-за «бытовухи»: не опоздать на встречу, успеть проскочить, миновать пробку любой ценой. Такие вот сиюминутные, в некотором роде даже эгоистичные, цели провоцируют водителей на необдуманные и опасные маневры. Сюда можно отнести все аварии с выездом на встречную полосу. Устав тащиться за вереницей авто впереди, водители, пренебрегая запретом на обгон, выруливают на встречку.
Вот вам свежий пример. 27 марта в Челябинске возле дома №28 на Свердловском проспекте нетерпеливый водитель Toyota Camry, игнорируя двойную сплошную, пронесся по встречке. Результат – жесткий лобовой удар об Opel. К счастью, авария имела гораздо более мягкие последствия, чем они могли бы быть, – травмы получил только пассажир «немца»: молодой человек отделался ушибами колена и мягких тканей головы.
2. Неоправданно оптимистический или поверхностный взгляд на проблему аварийности
Каковы три самые распространенные эмоции при просмотре фото и видео с серьезного ДТП? Сожаление, негодование и, как ни странно, смех. Выстроился уже такой своеобразный метод самозащиты – когда человек может сопереживать участникам аварии, злиться на их глупость, послужившей причиной возникновения ДТП, или даже находить в сложившейся ситуации что-то комичное. При этом не происходит осознание того, что абсолютно любой человек может оказаться в подобной ситуации. Где-то на подкорке сознания укоренилась мысль –со мной такого никогда не произойдет.
3. Завышенное мнение о своих водительских способностях
Вопреки распространенному мнению данное «заболевание» встречается у всех автомобилистов вне зависимости от их стажа вождения. Придерживаясь мысли, что они и без того все знают и умеют, такие люди отказываются от дальнейшего самосовершенствования и повышения навыков. В определенных обстоятельствах эта самоуверенность может выйти боком: аварией может обернуться, например, отсутствие опыта вождения при сложных погодных условиях, но конкретно об этом чуть позже.
Водитель как тактик
Неправильный выбор тактики поведения на дороге зачастую приводит к плачевным последствиям.
4. Неправильная оценка последствий превышения скорости
По результатам исследований эксперты МОЦ «За безопасность российских дорог» выявили, что многие водители попросту не в состоянии ощутить прямую связь между скоростью движения и тяжестью последствий аварии. Происходит это из-за ложного чувства безопасности, возникающего внутри автомобиля. Вот вам простая формула: шансы на выживание в ДТП уменьшаются с увеличением скорости движения. Просто примите это за аксиому. И не нарушайте скоростной режим.
Не так давно, а именно в конце марта этого года, на трассе в Челябинской области произошло показательное ДТП, в котором жизнь человека отняла, по сути, скорость. В ночь на 21 марта на 21 километре автодороги «Южноуральск–Магнитогорск» совсем еще молодой водитель Lada Priora влетел в остановку общественного транспорта. Молодой человек 21 года от роду превысил скорость, в результате чего потерял контроль над автомобилем и ситуацией в целом. Травмы, полученные водителем в результате столкновения, оказались несовместимыми с жизнью. Известно также, что с места происшествия с ранениями различной степени тяжести была госпитализирована 19-летняя пассажирка «Приоры».
5. Незнание физики, которое приводит к несоблюдению дистанции до впереди идущего транспорта
Тут все просто: водитель просто не осознает, что в случае, если идущий впереди автомобиль по каким-то причинам затормозит, сыграть решающую роль могут буквально сантиметры. А удар сзади, который несправедливо считается автомобилистами не таким уж и опасным, запросто может дестабилизировать обе машины и привести к непредсказуемым и даже катастрофичным последствиям.
Помните страшную аварию на все той же автодороге «Южноуральск–Магнитогорск», произошедшую рано утром 20 марта? Тогда неопытный 19-летний водитель Chevrolet, не выдержав дистанцию, влетел ровнехонько во впереди идущий большегруз Iveco.
25-летняя пассажирка легковушки, жительница Верхнеуральского района, на момент аварии находилась на переднем пассажирском сиденье. Ремнями безопасности девушка пристегнула не была. В результате столкновения она получила травмы лица и была госпитализирована. Глядя на фотографии с места происшествия, на состояние автомобилей после жесткой встречи, кажется невероятным, что водитель и пассажир легковушки отделались так легко.
6. Пренебрежение контролем за слепыми зонами
В МОЦ «За безопасность российских дорог» рассказывают, что о проблемах так называемых «слепых зон» автомобилей известно всем представителям автопрома. Чтобы их нивелировать, водителям предлагают оснастить транспортное средство электронным контролем слепых зон. Только вот использовать эту опцию водители не спешат – одни просто мне могут себе этого позволить, другие попросту считают это ненужным.
7. Нежелание предупредить окружающих о своих маневрах
О, это, пожалуй, одна из самых больных мозолей всех участников дорожного движения. Как часто вы встречаете на дорогах города водителей, скачущих из ряда в ряд без включения поворотников? Находятся и любители внезапно срулить с перекрестка, не уведомляя соседей по потоку о своем намерении. Ну а говорить о тех, кто по совершенно непонятным причинам резко бьет по тормозам, вместо того чтобы заранее замедлиться и остановиться, вообще не хочется.
Вот вам печальная статистика, которую приводят эксперты МОЦ: «По данным недавнего опроса пользователей сети, около 50% водителей отказываются сигнализировать о перестроении потому, что у них на это нет времени».
Непрофессионализм, или Когда хромает техника вождения
8. Резкое маневрирование на границе потери управляемости
По мнению экспертов МОЦ «За безопасность Российских дорог», современные водители страдают от невозможности прочувствовать всю мощь своих стальных коней в безопасных условиях ввиду банального отсутствия специальных трасс. В результате в гоночный трек превращаются городские магистрали и улицы. Надо ли говорить, что доморощенные гонщики несут серьезную угрозу жизни и здоровью всех участников движения, включая и самих любителей скорости?
9. Опасный обгон
Вот уж поистине два смертоносных слова для автомобилистов. Страшно представить, сколько водителей погибли на трассах области, да и всей страны из-за такого распространенного маневра. Особенно настораживает исследователей тот факт, что многие водители не в состоянии определить, когда можно идти на обгон, а когда нет, особенно в условиях недостаточной видимости.
В качестве страшного примера можно привести ДТП с двумя ВАЗами, произошедшее 26 февраля на 133 километре автодороги Челябинск–Троицк.
Столкновение «жигулей» обернулось настоящей трагедией: четверо человек, включая двухмесячного малыша, погибли на месте. Еще трое были госпитализированы в тяжелом состоянии.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области, 22-летний водитель ВАЗ-2106 пошел на обгон, не рассчитав скорость и расстояние до встречного ВАЗ-2101. Автомобили сошлись лоб в лоб. Передние части обоих машин буквально сложились в гармошку. Немолодой водитель и женщина из «копейки» погибли на месте. В «шестерке» от травм скончалась пожилая женщина и двухмесячный ребенок. Сообщается, что в момент удара бабушка с маленькой внучкой на руках сидела на заднем сиденье. Автолюльки в машине не было. Родители погибшей девочки и еще один пассажир «шестерки» были госпитализированы.
10. Непрофессиональная борьба с заносом и сносом
Обратите внимание, при ухудшении погодных условий, будь то шквалистый ветер, снегопад или ливень, количество ДТП в сводках ГИБДД увеличивается, и порой довольно ощутимо. Связано это с недостатком у автомобилистов навыков так называемого экстремального вождения. Известно, что «прокачать» этот «скил» водители могут на специальных курсах и в школах контраварийного вождения. Но опять-таки автолюбители зачастую пренебрегают этой возможностью в силу финансовых сложностей или же гипертрофированного самомнения. В межсезонье это нередко оборачивается против самих же водителей.
Не далее, как в первой половине марта погода приготовила водителям неприятный сюрприз в виде сурового снегопада. На территории Челябинской области в течение нескольких дней действовало штормовое предупреждение. Сложные погодные условия стали причиной сразу нескольких серьезных ДТП. Так, 13 марта на 38 километре автодороги «Западный обход Челябинска» водитель КАМАЗа, не справившись с управлением во время сильного снегопада, влетел во встречную «шестерку». Водитель и пассажир ВАЗа, 60-летние супруги, в результате этой страшной аварии погибли на месте.
Подводя итог всему исследованию, руководитель МОЦ «За безопасность Российских дорог» Дмитрий Леонтьев объясняет, почему причины тяжелых ДТП расположились именно в такой последовательности, а также делает общий вывод. «Мы расположили причины тяжких аварий, исходя из их приоритета. Ментальные установки стоят в начале, поскольку они являются коренными причинами тяжелый аварий, – рассказывает Дмитрий Леонтьев. – Техника вождения в конце списка, поскольку, оказывая серьезное влияние на общий аварийный фон, делает это опосредованно. В целом наше исследование дает право сделать вполне определенный вывод, что большинство аварий происходит из-за эгоизма и заблуждений. Многие водители не чувствуют себя в потоке вместе со всеми остальными участниками дорожного движения. Каждый едет сугубо отдельным образом в собственной реальности».
В заключение хочется в очередной раз напомнить водителям – будьте бдительны, осторожны и законопослушны. Нередко дорога вместо приятных приключений ведет к фатальным встречам исключительно по вине самих автомобилистов. Оттачивайте навыки вождения и не упускайте ни одной возможности обезопасить себя и своих близких.
Фото: Фото газеты «Регион – Южный Урал» и пресс-службы ГИБДД Челябинска