Весна набрала полный ход и открыла дороги любителям двухколесной техники – мотоциклистов, скутеристов и велосипедистов с каждым днем на наших дорогах становится все больше. Вместе с тем растет и статистика ГИБДД, только за пару теплых недель в Челябинске произошло три крупных аварии с участием мототехники.
В субботу, 19 апреля, около 20:00 на улице Худякова разбился водитель мотоцикла Yamaha R1. По словам очевидцев, мотоциклист на большой скорости не смог разъехаться с попутной «газелью», за рулем которой находился 35-летний мужчина. Травмы для байкера оказались смертельными. В настоящее время сотрудники полиции устанавливают все обстоятельства и причины произошедшего. Известно также, что мотоцикл был без госномеров, определить личность погибшего на месте происшествия полицейским не удалось.
А утром 21 апреля на пересечении проспекта Победы с улицей Кирова скутерист вместе с пассажиром столкнулся с трамваем №20. В результате аварии водителю скутера отрезало кисть руки. ДТП произошло около 11:30. Водитель трамвая рассказала, что на свой зеленый завершала поворот с проспекта Победы на улицу Кирова, когда произошел удар. Оказалось, что под общественный транспорт залетел скутер.
«Водитель скутера рассказал, что они с пассажиром ехали прямо по проспекту Победы и собирались притормаживать перед трамваем, когда на проезжую часть выбежал пешеход и закричал: «Куда вы едете!», – передает с места аварии корреспондент сайта. – По словам парня, именно уходя от наезда на пешехода, они не успели затормозить и врезались в вагон». Водителя двухколесного транспортного средства увезла скорая помощь. Пассажир серьезных травм не получил.
К слову, аварийная ситуация со скутеристами заслуживает отдельного внимания – 60% мотоаварий приходится на скутеристов.
В 2013 году в Челябинске было зарегистрировано 147 ДТП с участием мотоциклистов, в которых 19 человек погибли и 153 были травмированы. За аналогичный период произошло 245 аварий с участием скутеристов и велосипедистов, в которых 19 человек погибли и 252 получили травмы. За три месяца 2014 года произошло три аварии с мотоциклистами, в которых пострадали три человека. С начала года зарегистрировано одна авария с участием водителя скутера.
Неделей ранее, 13 апреля, в Челябинске возле дома №110 по проспекту Комарова 24-летний водитель мотоцикла Racer не смог избежать наезда на пенсионерку, которая переходила дорогу в неположенном месте. В результате происшествия неустановленная женщина возрастом около 80 лет получила серьезные травмы. Позже стало известно, что она скончалась в карете скорой помощи по пути в больницу. Мотоциклист с места аварии был госпитализирован с ушибом грудной клетки. Известно, что молодой человек прав на управление мотоциклом никогда не получал, а его транспортное средство не было зарегистрировано в установленном порядке.
Первое ДТП с участием мотоциклиста случилось в Челябинске еще 8 марта. Тогда 22-летний бесправник на Kawasaki без госномеров не справился с управлением и опрокинулся, после чего мотоцикл буквально снес водителя мотоцикла Yamaha TTR. Поездка закончилась для 22-летнего парня переломом позвоночника, второй мотоциклист, к счастью, не пострадал.
Напомним, авария произошла в Калининском районе Челябинска на пересечении улиц Молодогвардейцев и Братьев Кашириных. Момент происшествия зафиксировала экшен-камера одного из мотоциклистов. На записи видно, как после падения зеленый Kawasaki на огромной скорости врезается в водителя Yamaha TTR. Известно, что водитель «эндуро» не пострадал – удар пришелся в мотоботинок мотоциклиста.
Между тем рост смертности мотоциклистов начинается именно в апреле и снижается только к ноябрю. Это объясняется тем, что за долгие месяцы зимы автомобилисты отвыкли от мотоциклистов на дороге. Перестраиваясь и поворачивая, водители автомобилей не ожидают обнаружить возле себя двухколесного.
Пик мотоциклетной смертности в России приходится на конец лета – начало осени. К концу сезона мотоциклисты «адаптируются» на дороге – скорости возрастают, а бдительность теряется. Самыми опасными днями являются выходные.
Подавляющее большинство погибших мотоциклистов составляют мужчины (93%) в возрасте 22–38 лет (60%) – такие данные были получены в ходе совместного статистического исследования представителей ГИБДД и общественной организации «Движение без опасности».
Согласно статистике, летом 2013 года число аварий с участием мотоциклов и скутеров угрожающе увеличилось. К сожалению, это общая тенденция, отображающая ситуацию за последние годы. Этот рост связан с общим увеличением количества транспортных средств.
Мастер спорта международного класса, вице президент Мотоциклетной федерации России Александр Платонов считает, что статистика будет ухудшаться. «Когда автомобильный транспорт встает, народ пересаживается на мотоциклы, скутеры и велосипеды. Мотоциклист должен быть готов к движению транспорта и неприязни автомобилистов, – говорит Александр Платонов. – Нужно открывать мотошколы, мотокурсы и детские школы».
Эксперты считают ситуацию критической и связывают печальную статистику в первую очередь с отсутствием культуры вождения в России и элементарным незнанием правил ПДД. В немалой доле аварий виноваты водители автомобилей.
Депутат Госдумы Александр Романович считает, что для решения проблемы необходимо внедрить поэтапную систему подготовки: в 14 лет можно получить права на вождение скутера с объёмом двигателя не более 50кб/см, в 16 лет – права на управление мотоциклом, но с двигателем не более 120 кб/см. Таким образом, к 18 годам, моменту получения категории B, человек будет иметь достаточный опыт вождения. Между тем похожая система уже начинает внедряться в России. С недавнего времени на скутерах можно ездить только после прохождения теоретического экзамена и получения категории М. Эксперты сходятся в одном: главный способ обезопасить себя и других на дороге – быть внимательным и ответственным.
В тоже время лишь четвертая часть автомобилистов считает мотоциклистов равноправными участниками дорожного движения. Остальные водители либо опасаются двухколесного транспорта, либо относятся к нему негативно. Таковы результаты опроса, проведенного столичным департаментом транспорта.
По мнению экспертов, одна из основных причин конфликтов и аварий – нежелание сотрудничества. Между тем добиться спокойствия на дорогах без взаимоуважения и соблюдения ПДД нельзя.
В то же время достичь безопасного соседства на дорогах не так уж и сложно. «Мотоциклисты часто гибнут и получают сильные увечья потому, что другие участники дорожного движения не воспринимают их всерьез. Неприятность может произойти в случае, когда автомобилист при перестроении невнимательно посмотрел в зеркало заднего вида и не заметил приближающийся мотоцикл, – комментируют ситуацию в пресс-службе ГИБДД Челябинска. – Тогда чья-то невнимательность может оборвать жизнь любителя двухколесного транспорта».
Автомобилистам стоит научиться считаться с мотоциклистами – внимательно смотреть по зеркалам, включать поворотники, не отвлекаться от дороги, а при появлении байкера не рвать руль в сторону. В свою очередь мотоциклистам нужно снизить скорости до корректных величин и стараться находиться в зоне видимости.
«Первое – это скоростной режим. 90% аварий с мотоциклистами происходят по этой вине или невозможности избежать таковой, – говорит чемпион мира по гонкам на унимото, челябинец Роман Колтаков. – После зимы навыки вождения притупляются, необходимо время, чтобы их восстановить. Также весенние дороги оставляют желать лучшего – ямы, а также песок и грязь играют злую шутку с неопытным райдером. В нестандартной ситуации водитель мотоцикла инстинктивно зажимает передний тормоз и блокирует переднее колесо, что вкупе с грязной дорогой приводит к падению. При обгоне автомобиля хоть немного побудьте в зоне обзора зеркал. Если едете группой, не объезжайте автомобили с разных сторон одновременно. Водитель может инстинктивно вильнуть в противоположную сторону от первого мотоцикла, в итоге сбив второго. Главный совет – не покупать мощные спортивные мотоциклы тем, у кого нет достаточного опыта для их управления. Эти байки ошибок не прощают, примером служит субботняя авария с летальным исходом на Худякова».
Фото: Видео предоставлено пресс-службой ГИБДД г. Челябинска, Павла ВАСИЛЬЕВА и с сайта Youtube.com пользователя Александра БИРЮКОВА