Вот вам неоспоримый факт: лето – пора двухколесных ДТП. И как ни печально, зачастую страдают в них несовершеннолетние водители мопедов и скутеров. Вопрос, насколько безопасно и оправданно выпускать на большую дорогу юных участников дорожного движения, муссируется в автомобильной среде давно и горячо. Кто-то возмущен невежеством несовершеннолетних мопедистов и скутеристов в сфере ПДД – мол, молодежь, совершенно не зная элементарных правил, провоцирует аварийные ситуации на дороге. Но находятся и сторонники такого первого опыта вождения. Согласно мнению последних, управление мопедом в реальной дорожной обстановке может стать хорошей школой перед транспортом посерьезнее.
С января по июнь текущего года на территории Челябинской области зарегистрировано 28 ДТП с участием детей-водителей, управляющих велосипедом, мопедом или скутером, в которых пострадали 28 несовершеннолетних.
При этом оба лагеря сходятся в одном – водители скутеров и мопедов должны знать правила дорожного движения, иначе путь на улицы и дороги города им должен быть заказан.
«Я впервые сел на скутер в 27 лет. Понимал, что два колеса мне интересны и хотел попробовать что-то недорогое, чтобы понять – моё это или нет, – рассказывает мотоциклист с восьмилетним стажем Александр Новиков. – Несомненно, двухколесный транспорт является источником крайне повышенной опасности, причем неважно, какой кубатуры. Как говорится, правила написаны кровью. И лично я считаю, что выдавать права на мототранспорт нужно как можно позже, в те же 18 лет. Родителей, которые выпускают своих детей на дороги общего пользования, не понимаю и, можно сказать, считаю, что им на своих детей наплевать. Может, конечно, когда мой сын подрастет, я буду думать по-другому. Но пока что считаю, что на скутер лет в 16 можно сесть только при полной экипировке и только после сдачи экзамена на знание ПДД. По экипировке отдельный разговор – она должна быть и точка».
Еще минувшей осенью были приняты поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Среди основных изменений можно назвать появление сразу нескольких новых категорий и подкатегорий водительских удостоверений. Среди них и категория М для скутеров и мопедов. При этом получить водительское удостоверение для управления данными видами транспорта смогут лица, достигшие 16-летнего возраста. Ранее категория А была доступна с 14 лет.
Но поправки-то в силу вступили, а вот программ обучения на права для скутеристов и мопедистов не было вплоть до 11 августа этого года. Да и сейчас дело не особенно сдвинулось с начальной точки. По данным областной Госавтоинспекции, на сегодняшний день не выдано ни одного водительского удостоверения категории М, что, в общем, не удивительно. Для того чтобы начать набирать учеников-мопедистов, автошколам предстоит еще много чего сделать. В первую очередь подготовить материальную базу, составить программы и планы обучения и получить все необходимые одобрения на деятельность от ГАИ. Только после этого можно будет начинать обучение и выпускать на дороги первых «дипломированных» мопедистов. Ну а с учетом того, что двухколесный сезон неумолимо приближается к концу, не исключено, что набор групп начнется не раньше следующей весны.
«Основная проблема, которая сейчас будет стоять перед автошколами, это наличие автодромов или закрытых площадок определенного размера – 0,24 гектара. Без ее наличия обучение даже на категорию М будет невозможно. У нас в городе пока, скажем так, не все автодромы соответствуют этим нормам – некоторые меньше. Это первая сложность, с которой мы столкнемся, – говорит директор автошколы АРТэС Сергей Артемьев. – Кроме того, прежде чем начать обучать людей на категорию М, надо согласовать рабочую программу с ГАИ, а потом еще пройти обследование и иметь заключение о соответствии материально-технической базы. Без этого нельзя начинать набор. Я думаю сейчас, когда не за горами конец двухколесного сезона, у автошкол есть возможность за осень-зиму подготовить материально-техническую базу, получить от Госавтоинспекции все заключения и одобрения. Тогда уже к весне можно будет начать набор учеников».
Права правами, но не стоит забывать и о личной ответственности родителей за своих чад. Скутер или мопед – это не безобидная игрушка, а полноценное транспортное средство. А значит, источник повышенной опасности. Небольшая скорость,скромный объем двигателя и простота управления не исключают возможности возникновения дорожно-транспортного происшествия, равно как и его трагичного исхода.
Не далее как 23 июля страшная авария с участием двухколесного транспорта произошла в Кунашаке. Вечером, около 22:45, на пересечении улицы Северной с автодорогой Кунашак – Усть-Багаряк столкнулись ВАЗ-2111 и два скутера. Управляли обоими двухколесниками 13-летние мальчишки. Для одного из юных водителей столкновение с автомобилем обернулось серьезнейшими ранениями – мальчик скончался на месте аварии. Второго скутериста госпитализировали с травмами различной степени тяжести.