Мало лишать прав пьяных водителей на три года, а устроивших по «синей лавочке» смертельные ДТП – тем более. Так решили депутаты, и предложили ввести очередные ужесточающие поправки в статью 264 Уголовного кодекса «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Если конкретизировать, речь идет о тех частях статьи, где прописана ответственность за нарушение ПДД, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, и повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Сегодня «синих» водителей лишают прав по «максималке» на три года. Если речь идет о ДТП с серьезными последствиями (погибшими или травмированными), 36 месяцев пешеходной жизни становятся дополнением к принудительным работами или реальным срокам. По мнению депутата Госдумы Алексея Журавлева, это не является действительно работающей воспитательной мерой для нарушителя, по чьей вине оборвалась чья-то жизнь.
По данным Госавтоинспекции МВД России, за семь месяцев 2014 года в нашей стране произошло 7622 хмельных ДТП. В них оборвались 1268 жизней. Еще 10833 человек в «синих» авариях были ранены. В Челябинской области количество ДТП, произошедших по вине пьяных водителей уже перевалило за 150. 19 человек погибли, 232 – получили травмы.
Увы, нередко в авариях, учиненных пьяными водителями, страдают невинные – пассажиры, пешеходы, другие автомобилисты. Тогда как сами «синие» зачинщики отделываются синяками, ушибами и легким испугом. А иногда под их беспорядочные маневры попадают наименее защищенные участники дорожно движения. Так, вечером 17 августа на хмельного автомобилиста нарвался 18-летний парень на велосипеде. Молодой человек двигался по проезжей части напротив дома №103 по Комсомольскому проспекту в поперечном направлении, когда его сбил 23-летний водитель ВАЗ-2106. Велосипедиста в места аварии госпитализировали в тяжелом состоянии. Позже стало известно, что парень скончался в стенах больницы.
А молодой автомобилист, как оказалось, в момент ДТП «шестеркой» управлял с характерным алкогольным амбре. Сотрудники полиции отметили у него наличие признаков опьянения, однако от прохождения медосвидетельствования парень наотрез отказался. Но и это, как позже выяснилось, еще не все.
«За неделю до смертельного ДТП с велосипедистом, 23-летний водитель ВАЗ-2106 уже задерживался сотрудниками полиции с признаками опьянения, – рассказали в городской Госавтоинспекции. – Тогда в отношении него также был составлен административный материал за отказ от прохождения медицинского освидетельствования».
Зачастую решения судов, выносимые при рассмотрении серьезных и смертельных ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения, вызывают негодование пострадавшей стороны и общественности. С учетом всяческих смягчающих обстоятельств итоговое наказание порой не превышает двух лет в колонии-поселении, а то и вообще условного срока. В этом случае, по мнению автора поправок, лишение прав на три года, как «доп», никоим образом не воспитывает и не наказывает водителя. Посему Алексей Журавлев предлагает увеличить максимальный срок до 20 лет.
В случае, если поправки будут одобрены и приняты, алководителю, по чьей вине был серьезно травмирован человек, помимо наказания по статье, будет грозить лишение прав на срок от двух до пяти лет. Если же в результате “синего» ДТП пострадавший погиб, автомобилиста ожидает от пяти до десяти лет бесколесной жизни. В случае, если в аварии погибли двое и более человек, речь пойдет уже о максимальных сроках лишения прав – от 10 до 20 лет.
Как и на любую инициативу, связанную с ужесточением наказаний, существует как минимум два полярных мнения-отклика. Одни считают, что виновников смертельных пьяных ДТП вообще следует пожизненно лишать права садиться за руль.
«Уже сам факт того, что человек позволил себе сесть в авто пьяным, свидетельствует о его неадекватности и общественной опасности, – считает автомобилистка с семилетним стажем Александра Пронина. – А пьяные аварии, в которых кто-то погиб, я бы вообще рассматривала как умышленное убийство, без всяких смягчающих».
Менее радикально настроенные автомобилисты считают даже срок лишения прав в 10 лет слишком уж суровым.
«Разные в жизни бывают ситуации и обстоятельства. Можно даже допустить, что человек сел за руль пьяным не из хулиганских побуждений или безответственности, а по нужде, – считает автомобилист и мотоциклист Иван Бачикалов. – От ошибок на дороге никто не застрахован, случиться может что угодно и когда угодно. И потому далеко не всегда из-за одной ошибки стоит так сурово карать. Я считаю, что у каждой конкретной ситуации должен быть свой исход. Универсализировать наказание для всех не получится – слишком уж много дополнительных условий и обстоятельств».
А как вы относитесь к инициативе лишать прав на срок до 20 лет виновников серьезных и смертельных пьяных ДТП?