Вновь законотворцы обратили свой суровый взор на проблему автопьянства. Причиной тому – пугающая статистика хмельных ДТП, а также число травмированных и погибших по вине «синих» водителей людей. На прошлой неделе Минюст России выступил с предложением лишать любителей выпить за рулем колес. По крайней мере, до момента внесения залога или полной уплаты штрафа за соответствующее правонарушение.
О возможности конфисковать средства передвижения у попавшихся на «пьянке» автомобилистов говорят уже давно. В Белоруссии соответствующее предложение уже год как претворено в жизнь. У местных автомобилистов, во второй раз задержанных на дороге в состоянии алкогольного опьянения, автомобили конфискуют, а затем пускают с молотка. При этом вырученные с продажи средства поступают либо в государственную казну, либо на счет лица, пострадавшего от действий нетрезвого водителя. Не раз обсуждалась возможность применения этого опыта и в России. С таким предложением, например, выступил в феврале этого года депутат Государственной думы Сергей Иванов. Только вот дальше обсуждения тогда вопрос не пошел. Сегодня похожее, но все-таки гораздо более мягкое и «щадящее» предложение обнародовал Минюст.
За 8 месяцев 2014 года в Челябинской области по вине пьяных водителей произошло 187 ДТП. В хмельных авариях погибли 24 человека, еще 270 были ранены.
Концепция следующая: у водителя, задержанного в состоянии опьянения, отбирают автомобиль, отправляют его на спецстоянку и возвращают обратно только при условии полной оплаты штрафа или внесения залога, равного максимально возможной сумме штрафа – 50 000 рублей.
При этом в пояснительной записке к законопроекту говорится, что его принятие «окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии опьянения». То есть, проще говоря, хмельные автомобилисты будут меньше увиливать от выплаты назначенного им штрафа. При этом все расходы по перемещению автомобиля на спецстоянку и его хранению там также лягут на плечи водителя-нарушителя.
Применять подобные меры предлагается как к лицам, находившимся за рулем в состоянии опьянения, так и к отказавшимся от прохождения медосвидетельствования или употребившим после совершения ДТП.
Но это еще не все. Сейчас за управление авто в состоянии алкогольного опьянения установлено административное наказание в виде штрафа от 30 до 50 тысяч с лишением прав на срок от полутора до трех лет. Авторы законопроекта предлагают увеличить нижнюю границу штрафа до 40 тысяч.
По мнению автоюриста организации Vserazrulim Льва Воропаева, в вопросах, касающихся ужесточения наказания за то или иное нарушение, всегда есть спорные моменты.
«С одной стороны, хорошо, что у нас продолжают бороться с пьянством за рулем, но с другой – у нас в связи с однозначностью позиции судебной системы и сотрудников полиции многие материалы по статье 12.8 порой просто «стряпаются», – высказывает свое мнение автоюрист. – Инспекторы, чтобы выполнять планы, пользуются низкой правовой грамотностью автомобилистов и составляют протоколы за данное правонарушение по результатам алкотестера, без полноценного исследования крови на предмет наличия в ней алкоголя. Распространенная ситуация, когда человек, имеющий заболевание дыхательных путей, использует спиртосодержащий спрей или ингалятор. Тогда при проверке алкотестер вполне может обнаружить в выдыхаемом воздухе алкоголь, тогда как в крови его нет. Если автомобилист по незнанию на месте остановки подписывает все документы, оспорить все это в суде в последствии довольно сложно. Поэтому всяческое ужесточение, изменение правил в этой сфере, на мой взгляд, может и негативно сказаться на автомобилистах».
Статистика