Проблемы в сфере пассажироперевозок есть, пожалуй, в любом городе. Маршрутное такси – это своего рода находка последних 10-15 лет. Ходят часто, везут быстро, да и путей следования достаточно – добраться без пересадок можно практически до любой точки города. Но вместе с удобством микроавтобусы с шашечками внесли в жизнь челябинцев (как пассажиров, так и автомобилистов) дополнительный пласт проблем и поводов для раздражения.
Маршрутчик как многорукое божество
Отсутствие кондуктора и большая текучка пассажиров просто вынуждают водителя микроавтобуса эволюционировать в существо многозадачное и максимально оперативное. В салоне своего «Транзита», «Дукато», «Джампера» или «газели» маршрутчик один за всех. В одно и то же время он выполняет целый пакет действий: следит за дорогой, принимает плату за проезд, отсчитывает сдачу, отслеживает зайцев и пытается расслышать просьбу пассажиров об остановке. Это стандартный минимум, который уже навевает определенное беспокойство. Но некоторые водители маршрутных такси достигли такого уровня мастерства, что умудряются еще поболтать по телефону, перекинуться парой слов с соседями по потоку, настроить аудиосистему и даже выпить кофе.
Надо ли говорить, что от количества функций на единицу времени качество их исполнения заметно страдает. Это не может не пугать, не настораживать и не раздражать как пассажиров, так и других автомобилистов.
Музыка нас связала
Еще одна любимая мозоль почти каждого пассажира – оглушительная музыка и сотрясающие стены микроавтобуса басы. Если же громкость вполне умеренна, всегда найдутся недовольные репертуаром. Далеко не факт, что водителю маршрутки, почитающему исключительно русскую попсу 90-х или, напротив, хардкорный блэк-метал, попадется полный салон единомышленников.
«По собственному опыту скажу, что злоупотребляют с музыкой на рабочем месте в основном молодые водители, – говорит водитель маршрутного такси Владимир Началов. – Они и систему мощную ставят в рабочий автомобиль, и громкость «накатывать» не стесняются. Опытные водители таким грешат редко, потому что понимают – музыка отвлекает от дороги, да и пассажиров не слышно совсем».
Сегодня на территории Челябинской области проводится профилактическое мероприятие, направленное на стабилизацию ситуации в сфере пассажироперевозок. С 20 по 31 октября сотрудники полиции проверили 2751 маршрутное такси. Всего было составлено 975 административных материалов в отношении водителей, совершивших правонарушения: 118 из них – за нарушение правил остановки или стоянки; 110 – за нарушение правил маневрирования; 71 – за техническую неисправность транспортного средства; 30 – за управление ТС без документов; 26 – за проезд на запрещающий сигнал светофора; три – за езду без права управлением ТС.
Фастфуд, или Как перекусить, не отрываясь от баранки
Принцип «война войной, а обед по расписанию» крайне плохо уживается со стремлением некоторых водителей маршруток накатать как можно больше рейсов за рабочий день. Поэтому они нередко обедают прямо на рабочем месте. Отсюда неприятный запах в салоне, замасленные деньги и крайне неуверенное и опасное маневрирование: попробуй перестроиться, удерживая руль локтями – руки-то заняты пластиковым стаканчиком с чаем и булкой.
«Дело было летом. Изнуряюще жаркий день, забитая от и до маршрутка, сломанный люк и полное отсутствие даже намека на свежий воздух. В общем, ситуация крайне нестабильная, – вспоминает челябинка Александра Зотова. – И тут по салону разливается тошнотворный запах чего-то то ли жареного, то ли копченого. Я стояла рядом с дверью и без труда определила источник амбре – маршрутчик одной рукой лихо крутил баранку, а другой держал куриную ножку. Выйти решила, не дожидаясь от обедавшего водителя сдачи».
Осторожно – задымление салона
Несмотря на ожесточенную борьбу общества и представителей власти с курением, находятся еще водители, дымящие за рулем. При этом наличие пассажиров в салоне их не особенно беспокоит. Перекуров между рейсами водителям мало, поэтому они позволяют себе сигаретку-другую непосредственно в пути. На замечания пассажиров, маршрутчики, как правило, реагируют агрессивно.
Если словом и ссылками на закон о запрете курения в общественных места ситуацию исправить не получается, пассажирам советуют подавать жалобы на водителя – сперва непосредственно перевозчику. Если эта мера не помогает, обращаться можно уже выше – в комитет по защите прав потребителей, полицию и прокуратуру.
К вопросу о чистоте: салон или хлев?
Чистенький салон маршрутного такси способен подарить с утра капельку хорошего настроения даже очень хмурому человеку. Только вот это большая редкость для челябинского «мелкого» пассажирского транспорта. Мусор, неприятный запах и заляпанная обивка сидений в маршрутках встречаются гораздо чаще. Только давайте посмотрим правде в глаза – нередко вины водителя в сложившемся бардаке нет. Стараются тут в первую очередь сами пассажиры. На пол «чужой» машины без зазрения совести кидаются бумажки, остатки еды и прочий мусор. При этом «насвинячивший» пассажир не задумывается о том, что завтра ему возможно предстоит ехать в той же карете.
«Мусор в салоне – это, пожалуй, самое раздражающее в моей работе, – делится с нами водитель маршрутного такси Владимир Началов. – Каждый рабочий день заканчивается выгребанием из машины хлама, оставленного за день пассажирами. А на следующий день – все с начала. На рейс выхожу чистым, заканчиваю в свинарнике. Мусорящих пассажиров не понимаю – ведь эти же люди ни за что не позволили бы себе высыпать кожуру от семечек в машине у знакомого или даже в собственном авто. Так почему же в маршрутке можно?»
Дерзость – не порок?
В качестве отдельного повода для раздражения нельзя не выделить поведение водителей микроавтобусов на проезжей части. В стремлении побыстрее завершить маршрут некоторые из них ежедневно позволяют себе сразу несколько грубых нарушений правил дорожного движения, доводя тем самым до белого каления соседей по потоку – рядовых автомобилистов. Беспорядочное маневрирование, резкие свороты в сторону обочины в местах, где остановкой общественного транспорта даже и не пахнет, – самые распространенные грехи маршрутчиков. Но уровень дерзости водителей городских такси зашкаливает в вечерние и утренние часы пик. Пассажирские микроавтобусы стремятся максимально быстро протиснуться сквозь любую пробку, зачастую игнорируя других автомобилистов и вызывая таким поведением жгучую неприязнь последних.
Надо ли говорить, что низкая культура поведения на дороге нередко становится причиной конфликта и даже драки. За прошедший год на территории Челябинска произошло сразу несколько разборок на проезжей части, действующими лицам которых были водители маршруток – совпадение или закономерность?