Свердловские автомобилисты угодили в западню – местные автозаправки, которых не смущает минусовая температура, по умолчанию продают летний дизель вместо зимнего. Тревогу бьет Уральское управление Росстандарта, которое за последнее время выявило три таких нарушения на заправках города Каменск-Уральского и на трассе Екатеринбург–Серов. Каждой из компаний такая халатность обошлась штрафом в размере 100 тысяч рублей. AutoChel.ru решил выяснить, как обстоят дела с дизельным топливом на автозаправках Южного Урала.
Жалобы от российских водителей на низкокачественное и несезонное дизельное топливо поступают нередко. Последний такой инцидент произошел в конце октября в Верхней Пышме. Жертвой летней солярки стал владелец Toyota Land Cruiser, в бензобак которого было залито почти 70 литров топлива, рассчитанного только на плюсовую температуру. От мороза топливо загустело и перестало прокачиваться по топливной системе. В итоге фильтры забились и внедорожник встал.
В похожую ситуацию попадали и челябинцы. «Всю прошлую зиму приходилось постоянно лить антигель в топливо. Пока пользовался присадкой топливо ни разу не застыло. Одно время на всех АЗС спрашивал сертификат, но у кого-то его не было, у кого-то он был старый. Потом перестал спрашивать, поскольку времени на поиски больше потрачу. Проще купить банку антигеля и залить его перед заправкой, главное не забыть это сделать, – рассказывает автомобилист Сергей Швецов. – В этом году, похоже, ситуация повторяется. Объясняется это тем, что топливо проходит длинный цикл: изготовление, хранение, оптовая перевозка, опять хранение, потом перевозка к АЗС и хранение на самой АЗС. На все это уходит несколько недель. И даже если производство зимнего топлива началось, скажем, в конце октября, то к потребителям оно доедет в лучшем случае только к концу ноября».
Как отметила руководитель Уральского управления Росстандарта Светлана Михеева, в настоящее время заявленному регламенту не соответствует 30% дизельного топлива. Основные нарушения – превышение количества серы, а также недостаток информации о продукте.
Различить по цвету или запаху летнее и зимнее дизельное топливо невозможно. Отличается топливо по характеристиками температур предельной фильтруемости и температур помутнения и застывания.
Иными словами, летнее топливо содержит много сложных молекул парафинов, которые кристаллизуются даже при плюсовых температурах (+1,+2). А при температуре ниже -5 такой дизель начинает выпадать в твердые кристаллы парафина, вязкость его растет, фильтры забиваются, автомобиль перестает заводиться. Зимнее дизельное топливо производится по более сложной технологии перегонки. Его перегоняют при более высокой температуре, что очищает конечный продукт от большей части парафинов. Такое топливо не замерзает при низких температурах и стоит дороже. Но поскольку зимний дизель не всегда востребован из-за высокой цены, многие продавцы получают зимнее топливо путем подмешивания в летнюю солярку всевозможных присадок, которые не дают топливу замерзнуть. Самыми простыми присадками являются антигели, состав которых обволакивает частички парафина, не давая им образовывать сгустки.
Челябинским «дизелеводам» наступившие холода неприятных сюрпризов пока не принесли. При этом информация о том, что в столице Южного Урала зимней солярки также нет, активно распространяется. Косвенно подтверждают это результаты еженедельного мониторинга розничных цен на нефтепродукты в Челябинске, проведенный Управлением Федеральной антимонопольной службы. Как видно, сотрудники ФАС в начале ноября продолжали анализировать стоимость именно летнего дизельного топлива. Зимнего дизеля в регулярном отчете антимонопольщиков пока нет.
Мониторинг розничных цен на нефтепродукты в г. Челябинске с 3 по 9 ноября
Как отметили в розничной сети АЗС Salavat, отсутствие на заправках зимнего дизельного топлива явление временное. «Ситуацию можно объяснить переходным периодом, который случается ежегодно. Да, существуют какие-то временные рамки, в которые заводы занимаются подготовкой топлива, но есть еще и нереализованное топливо, которое занимает резервуары АЗС. Насколько известно, зимнее топливо только подходит. Около трех недель мы завозим переходное топливо, которое можно использовать до -19. Жалоб у нас нет, – отмечает менеджер по эксплуатации розничной сети АЗС Salavat Сергей Ермолаев. – Кроме того, существует понятие мертвых остатков. При переходе с летнего на зимнее дизельное топливо, и наоборот, никто очистку резервуаров не делает, потому перемешка в любом случае будет. Продавец должен предупреждать клиентов, о том, что на АЗС реализуется еще летнее топливо. В таком случае покупатель берет ответственность на себя. Для этого на любой АЗС в уголке покупателя размещены паспорта, где можно посмотреть чем вы заправляетесь».
«На наши АЗС еще с октября 2014 начался вывоз ЭКТО Diesel температурный класс 1, экологический класс 5 (на колонках и чеках обозначается ДТ-З-К5), температура фильтруемости до -26 градусов, – сообщил начальник отдела реализации ЧРУ «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» Вадим Спивак. – В настоящий момент на всех станциях управления этот зимний дизель! Готовы предоставить любые подтверждающие документы и допустить специалистов для независимого отбора проб. Более того, вчера в наш адрес с пермского НПЗ «ЛУКОЙЛ» отгружена первая партия ЭКТО Diesel температурный класс 3, фильтруемость до -38 градусов. Через 10–14 дней этот продукт уже начнет поступать на АЗС. Отмечу и то, что в мониторингах, которые были направлены в УФАС, не указывалась сезонная/температурная принадлежность ДТ».