Каждый автомобилист знает, что от качества топлива, которое он заливает в бензобак машины, зависит приемистость мотора, легкость зимних запусков и главное – долговечность работы двигателя. Чтобы сохранить качество топлива, гарантированное заводом-изготовителем, и донести его до топливных баков автомобилей, должна быть отлажена многоступенчатая система контроля. О том, кем и как проверяется качество нефтепродуктов, мы решили узнать у специалистов сети АЗС «Газпромнефть». Повод посетить одну из автозаправочных станций нашелся быстро – 13 ноября во всех странах мира отмечается Международный день качества.
Путевой лист
На АЗС сети «Газпромнефть» в Челябинской области реализуется топливо Омского нефтеперерабатывающего завода – одного из крупнейших в нашей стране. Именно здесь, на заводе, оно впервые попадает в лабораторию – специалисты исследуют его по таким показателям, как октановое число, содержание серы, фракционный состав, плотность и отсутствие примесей. По результатам испытаний партия нефтепродуктов паспортизируется и железнодорожным транспортом отправляется на нефтебазу, где вновь проходит входной контроль методом отбора проб и анализа в лаборатории. Специалисты убеждаются в том, что при транспортировке топлива в железнодорожных цистернах нефтепродукты не потеряли качественные характеристики.
Если замечаний нет, на топливо выдается паспорт качества, и в опломбированных бензовозах оно попадает на АЗС. Здесь ему предстоит пройти последний этап проверки – четко регламентированный процесс приемки бензовоза, который ежедневно проводят операторы станции при поступлении новой партии топлива.
Контроль на АЗС
Во время приемки бензовоза оператор АЗС первым делом проверяет сопровождающие груз документы и сверяет номера пломб. Следующий этап – отбор двух видов проб из каждого отсека бензовоза. Контрольная проба служит для анализа топлива – по ней измеряют температуру и плотность нефтепродукта с помощью ареометра, а также проводят визуальный анализ образцов на наличие воды и механических примесей. Если все данные совпадают с прописанными в паспорте качества характеристиками, оператор дает добро на слив партии нефтепродуктов в подземные резервуары.
Вторая проба топлива, взятая из автоцистерны, называется арбитражной. Она хранится на АЗС до тех пор, пока вся партия горючего не будет реализована.
«Мы уделяем пристальное внимание не только качеству топлива, которое поступает к нам с Омского НПЗ, но также сохранению его характеристик на всех этапах технологической цепочки, которые горючее проходит от нефтеперерабатывающего завода до попадания в бак автомобиля, – отметил руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Челябинске Константин Складанов. – Случаи смешения нефтепродуктов также исключены: на автозаправочных станциях топливо хранится в двустенных резервуарах и попадает в раздаточные колонки по герметичным трубопроводам».
Чистота – залог качества
Среди автомобилистов бытует мнение, что не стоит заправлять машину сразу после слива горючего с бензовоза, так как со дна резервуаров поднимается осадок, который может попасть в топливную систему автомобиля. Как объяснили специалисты, если емкости не подвергаются периодической чистке в течение длительного периода эксплуатации, на их стенках действительно может образоваться конденсат. Поэтому на АЗС «Газпромнефть» такая чистка проходит регулярно.
Как читать паспорт качества?
Паспорт качества – это документ, который сопровождает любую партию нефтепродуктов, прибывающую в бензовозе на АЗС. На каждой станции «Газпромнефть» он находится в открытом доступе для клиентов на информационном стенде в уголке покупателя.
При чтении паспорта первым делом обратите внимание на наличие печати и подписи (без них документ недействителен), а также на дату выдачи. Помните: в среднем партия топлива реализуется за несколько суток, а значит, паспорт месячной или полугодовой давности уже не имеет силы.
В документе обязательно должна быть прописана марка топлива – например, Регуляр-92, а также указан класс нефтепродукта, который обычно обозначается заглавной буквой и цифрой – К5. Стоит отметить, что 85% высокооктановых бензинов, выпускаемых Омским НПЗ, имеет экологический класс «Евро-5».
Концентрация серы – еще один параметр, определяющий безопасность топлива и прописанный в евростандартах. Сера провоцирует коррозию деталей и существенно снижает ресурс двигателя и выхлопной системы. Согласно паспорту, который мы увидели на АЗС «Газпромнефть», содержание серы составляет лишь 10 мкг/кг. Многие помнят, что совсем недавно самое распространенное топливо соответствовало второму классу, нормативы которого допускали 500 мг/кг.
Также важно обратить внимание на плотность бензина. Отчасти именно этот показатель определяет его «экономичность». Грубо говоря, чем плотнее топливо, тем больше энергии содержится в единице его объема.
Немаловажный параметр – давление насыщенных паров бензина. Стандарты допускают довольно большой разброс значений по этому показателю. Специалисты утверждают, что зимой предпочтительнее топливо, которое лучше испаряется, тем самым облегчая запуск двигателя.
Летом же избыточная летучесть может привести к образованию пробок в топливной системе автомобиля и, следовательно, затруднению пуска мотора. В паспорте, который мы изучали на АЗС «Газпромнефть», указано, что давление насыщенных паров близко к верхнему порогу. Это весьма кстати при нынешней морозной погоде.
За время пути каждая партия топлива проверяется несколько раз. Сначала – в лаборатории завода-изготовителя, затем – перед сливом и во время хранения на нефтебазе и еще раз – при приемке бензовоза на АЗС.
Такой контроль, отмечают специалисты «Газпромнефти», позволяет гарантировать, что в баки клиентов поступает топливо того качества, с которым оно покинуло завод-изготовитель.