Что такое кузовной ремонт и в каких ситуациях без него не обойтись? Что лучше – выправить и перекрасить поврежденную деталь или купить новую? Почему одни обещают удалить вмятину на кузове за час, а другие забирают вашу ласточку на целую неделю? Мы решили узнать правду о кузовном ремонте из первых уст – и обратились к экспертам известных челябинских компаний, которые в буквальном смысле жизнь посвятили этому нелегкому делу. Ответы на многие волнующие автовладельцев вопросы – в специальном обзоре от сайта AutoChel.ru.
Какие виды кузовных работ бывают?
Ремонт кузовов начинается с дефектовки и определения сложности работ. В зависимости от ситуации мастера выбирают наиболее подходящий вариант.
Если отдельный элемент кузова деформировался, есть разрывы металла, но в целом геометрия кузова не нарушена, требуется несложный кузовной ремонт. Зачастую нужен демонтаж детали. Далее, как правило, следуют сварочные работы, рихтовка плоскостей, зачистка, грунтовка, покраска и полировка. В каждом случае мастер определяет целесообразность восстановления и предупреждает клиента, если дешевле будет заменить деталь на новую.
В случае, когда пострадала геометрия кузова, тогда железо придется выправить, ведь от этого зависит не только внешний вид авто, но и – в первую очередь – безопасность водителя и пассажиров. В таком случае речь идет уже о сложном кузовном ремонте. «Восстановление происходит по параметрам завода-изготовителя, с применением профессионального оборудования и специалистов соответствующей квалификации. А также мы сотрудничаем со страховыми компаниями нашего города», – рассказывает управляющий автосервисом «MIX» Валерий Булырин.
Еще один вариант – реставрация. В этом случае в автосервисах применяются технологии, практически идентичные заводским, ведь мастера буквально собирают автомобиль заново.
Из чего складывается цена на кузовной ремонт, как можно сэкономить?
Кузовной ремонт – удовольствие довольно затратное. Кругленькая сумма, как правило, складывается из следующих пунктов: запчасти, расходные материалы и работа мастера.
На чем же можно сэкономить? «На запчастях экономить не стоит, конечный результат может оставить не самые приятные впечатления, – советует Валерий Булырин. – То же касается и расходных материалов – есть риск потерять в качестве работ, независимо от соблюдения технологий и профессионализма мастера. Лучше в первую очередь определить для себя, кто будет делать вам автомобиль. Вариантов ремонта много. Основная экономия – человеческий фактор».
Специалисты напоминают: в первую очередь автомобиль – это транспортное средство. И если в сервисе вас уговаривают выложить кругленькую сумму, чтобы машинка стала как новая, – решите для себя, стоит ли игра свеч. Возможно, нет нужды переплачивать за лоск и блеск, достаточно привести авто в рабочее состояние. В этом случае и работы обойдутся существенно дешевле.
Кстати, если вы не мыслите жизни без машины, то на время ремонта у вас есть возможность оставаться «на коне». Подробности – на телеканале 74.ru.
Долго ли прослужит кузовной ремонт, есть ли гарантия на работы?
Зачастую автосервисы и дилерские станции дают гарантию на свои работы сроком около полугода. Это связано с тем, что последствия некачественного кузовного ремонта (отслаивание краски, трещины ЛКП) обычно обнаруживаются примерно через шесть месяцев, при смене времён года. Однако это вовсе не значит, что ремонт прослужит вам так мало – в Челябинске есть компании, готовые предоставить гарантию сроком на два года. «Мастера нашей компании четко соблюдают весь технологический процесс: от подбора краски до особых условий для покраски, сушки и нанесения лака, – рассказывает генеральный директор компании «Навита» Артур Кутлуев. – У нас есть своя лаборатория цветоподбора, мы не возим лючки колористам. Наши услуги сертифицированы по ГОСТу. Поэтому мы и даем своим клиентам такую существенную гарантию на выполненные работы. Я уверен, что следы ремонта на автомобилях наших клиентов не проявятся и значительно большее время».
Однако чтобы машина сохранила привлекательный вид на протяжении и даже после гарантийного срока, владельцам стоит выполнить несколько несложных рекомендаций. После ремонта и выдачи авто должно пройти не менее 72 часов для полной полимеризации отремонтированного покрытия. Все это время отремонтированную поверхность нельзя мыть, подвергать воздействию агрессивных химических веществ, наносить защитные составы и полироли, тереть, царапать, клеить пленки и прочее.
Что такое технология локального кузовного ремонта?
При небольших повреждениях совсем не обязательно разбирать автомобиль, чтобы отремонтировать отдельную деталь. В этом случае уместнее будет провести локальный ремонт.
«По технологии локального кузовного ремонта не разбираются и не демонтируются детали кузова, что обеспечивает сохранность заводской сборки и исходные зазоры, – поясняет мастер-приемщик профессионального сервиса локального кузовного ремонта «Навита» Михаил Дрыгант. – В некоторых случаях мы восстанавливаем детали, которые в дилерских центрах клиенту предлагают заменить на новые».
Технология локального ремонта предполагает работу и с металлом, и с пластиком. Материалу возвращаются заводские углы и изгибы, в результате деталь можно восстановить так, чтобы повреждение никогда о себе больше не напоминало.
Мастера технического центра «Навита» имеют опыт в выведении сложной геометрии с изогнутыми плоскостями и пересечениями ребер на отдельных деталях кузова. Для работы используется высокопрофессиональное немецкое, итальянское и японское оборудование.
Небольшая видеоэкскурсия по сервису – в сюжете телеканала 74.ru.
Что такое локальная (точечная) покраска?
Бывает, что лакокрасочное покрытие повреждено незначительно, дефекты – мелкие, поверхностные и локализованы на небольшой площади. В таком случае нет смысла полностью перекрашивать всю деталь – можно восстановить ее, даже не снимая с автомобиля. Один из видов такого ремонта – окрашивание переходом. Суть технологии: на подготовленный участок слой за слоем наносится автоэмаль, каждый слой несколько перекрывает предыдущий. Метод позволяет полностью восстановить автоэмаль на поврежденном участке так, что границу невозможно будет заметить невооруженным глазом.
«Основное преимущество такого метода – возможность существенно сократить сроки ремонтно-восстановительных работ, – подчеркивает специалист автомастерской «Орлов» Сергей Орлов. – К тому же стоимость покраски небольшого участка кузова существенно ниже, чем всего авто.
Таким образом, окрашивание переходом может по праву считаться эффективным и при этом довольно экономичным методом локальной покраски авто.
Будет ли видно, если перекрашен только один элемент кузова?
В идеале главная цель при локальной окраске переходом – на 100% устранить изъян так, чтобы ни настоящему, ни будущему владельцу не было видно, что деталь была повреждена и подвергалась ремонту.
Однако процесс покраски одной детали сложен и требует не меньшего профессионализма, чем при покраске нескольких деталей автомобиля. На качество влияет множество факторов: это и подготовка авто к покраске, и качество расходных материалов, и оборудование. Не стоит исключать и пресловутый человеческий фактор, ведь результат может зависеть от мастерства, добросовестности и даже настроения человека, который непосредственно выполняет работу. «Для покраски в нашем центре применяются исключительно качественные расходные материалы таких марок, как RockPaint, Mirca, WURTH, 3M, – рассказывает представитель автомастерской «Орлов» Ирина Усманова. – Мы не экономим расходные материалы, ведь такая экономия всегда влияет на результат. В случае частичной покраски деталей наши мастера осуществляют предельно точный цветоподбор краски. Вы можете быть уверены в том, что окрашенная деталь не будет выделяться на фоне остальных. На свои работы на даем пятилетнюю гарантию. Также весь ноябрь у нас проходит акция: на ремонт и покраску каждой второй детали действует скидка 50%».
Как долго можно ездить с вмятинами на кузове? Вредно ли это для авто?
Если царапины и сколы не особенно портят внешний вид автомобиля, все равно стоит побеспокоиться о «здоровье» кузова. Даже небольшие трещинки на ЛКП под воздействием химических веществ, при перепаде температуры и влажности обязательно дадут о себе знать. Более того, царапины и сколы – это еще и потенциальные очаги коррозии. Поэтому специалисты в один голос рекомендуют не затягивать с ремонтом. Особенно в зимний период – ведь снег, влага, дорожные реагенты многократно ускорят процессы образования ржавчины.
«Гораздо дешевле будет заполировать незначительные царапины или устранить свежие сколы, чем потом избавляться от ржавчины, – считает руководитель компании ChipsAway Евгений Добрынин. – Также есть смысл нанести на авто защитное покрытие – тогда риск повреждений от царапнувших по крыше веток или отлетевшего из-под колес щебня снизится в разы».
Что делать с царапинами: полировать или перекрашивать?
Все зависит от характера повреждений. Одно дело – неглубокие царапины на самом верхнем слое покрытия. Такие элементарно удаляются при помощи полировки – и машина вновь выглядит как новая. Кстати, порой достаточно просто отполировать кузов специальным абразивом – это вернет автомобилю глянец и защитит ЛКП от дальнейшего растрескивания и углубления царапин. «В качестве абразивных частиц в наших составах применяются наноэлементы. Они бережно полируют поверхность, практически не снимая лака, – рассказывает Евгений Добрынин. – Более того, на лаке создается дополнительное защитное покрытие, которое оберегает его от различных негативных воздействий. Действия такой защиты обычно хватает на три–пять моек».
Если же дефекты более заметные и глубокие, при них виден слой грунтовки или даже металла – то здесь специалисты посоветуют локальный ремонт поврежденной детали. Устранение царапин таким способом, как правило, происходит в течение дня. «Покрытие, созданное по технологии ChipsAway, долговечно, прочно к истиранию, удару и изгибу, устойчиво к воздействию соли, бензина и других агрессивных веществ, – подчеркивает Евгений. – Оно не боится вибрации, не подвержено растрескиванию при небольших деформациях деталей и устойчиво к температурным колебаниям». Если же вмятина занимает более 50 процентов поверхности детали – тогда локальным ремонтом не обойтись, потребуется снятие элемента и его восстановление. «В нашем сервисе можно выполнить как локальный, так и обычный кузовной ремонт, на все работы мы даем два года гарантии», – отмечает эксперт.
Можно ли сэкономить на запчастях? Какие выбрать: оригинал, не оригинал, с разбора?
Если речь идет о замене деталей, то дилеры, как правило, предлагают оригинальные, фирменные – и, как правило, довольно дорогие варианты. И не все знают, что можно сэкономить, не теряя при этом в качестве. «Заводы, которые производят комплектующие, обычно поставляют точно такие же детали под своими брендами, – рассказывает заместитель директора сервисного центра «МАПРА» Евгений Бобин. – Когда у нас есть возможность привезти аналог дешевле, мы обязательно предлагаем ее клиенту».
Есть и другой вариант – купить деталь заведомо худшего качества. Но она может банально не встать на место – будет очень дешево, но очень некрасиво.
Третий вариант экономии – взять аналогичную деталь на авторазборе. Тут уж клиент действует на свой страх и риск. Если повезет, то можно существенно сократить время ремонта – ведь вместо длительного восстановления, к примеру, помятой двери можно будет установить готовую дверь с авторазбора. Ее останется лишь перекрасить – все элементы и механизмы будут на месте и в рабочем состоянии.
Кстати, далеко не во всех случаях требуется замена запчасти. «Например, у клиента сломалось крепление на фаре, – приводит пример Евгений Бобин. – Дилер предложит заменить фару целиком, отдав за это до 80 тысяч рублей. Специалисты нашего сервиса могут припаять крепление, обойдется намного дешевле».
Можно ли сделать кузовной ремонт быстро?
«Сделать ремонт быстро можно лишь при условии, что все материалы подготовлены, все вопросы согласованы, все запчасти доставлены, – отвечает на вопрос Евгений Бобин. – Задержки начинаются, когда нужно согласовать ремонт со страховой компанией или приходится ждать поступления запасных частей. Также задержать сроки может обнаружение скрытых дефектов уже во время ремонта».
Быстрый ремонт возможен в ситуации, когда повреждения небольшие и не нужно ставить новые детали. Например, трещина бампера или вмятина небольшого размера на двери/капоте.
«Подготовка элемента к покраске, как правило, требует большого объема ручных работ. В такой ситуации действует правило: чем быстрее делается ремонт, тем ниже его качество. Следовательно, сделать ремонт полного цикла (разборка, рихтовка, подготовка, грунтовка, окраска, сборка) в нормальных условиях с гарантированным качеством за один рабочий день практически невозможно», – подчеркивает специалист.
В сервисном центре «Мапра» побывала и съемочная группа 74.ru.
Как защитить лакокрасочное покрытие: обработка или пленка?
Выше мы уже писали о том, как устранить царапины и небольшие сколы на кузове. Но можно ли как-то предотвратить возникновение этих досадных повреждений? «Мы не только устраняем последствия аварий и других неприятностей, но и обеспечиваем профессиональную защиту кузова, – рассказывает руководитель компании «Кар-сервис» Александр Карпенко. – Один из вариантов – защита кузова антигравийной пленкой. Как правило, наиболее часто ей оклеивают наиболее уязвимые места – переднюю часть кузова, капот, передний бампер, зеркала, места под ручками». Специальный состав пленки предохраняет ЛКП от сколов и царапин, смягчает последствия от ударов мелких камней и щебенки. Стоимость такой услуги в зависимости от автомобиля и толщины пленки составит от 15 до 40 тысяч рублей, а если покрывать кузов авто полностью – то от 40 до 100 тысяч рублей. Срок нанесения защиты – один–два дня.
Другой вариант защитного покрытия – так называемое «жидкое стекло» или «нанокерамика». Состав наносится на весь автомобиль и придает ЛКП глубокий и насыщенный цвет и яркий блеск. Машина меньше пачкается, вода и грязь скатываются, что защищает автомобиль от агрессивных воздействий внешней среды.
Зачем нужен тюнинг авто, сколько он стоит? Где купить запчасти?
Обращаться к специалистам-кузовщикам можно не только для ремонта или для профилактики повреждений, но и чтобы кардинально изменить внешность автомобиля. Обновить интерьер и экстерьер поможет тюнинг. «Мы предлагаем клиентам сделать тюнинг кузова, салона и ДВС, поменять цвет дисков. Чтобы изменить привычный и надоевший вид авто, можно установить спойлер, поставить ксенон, ходовые огни, «ангельские глазки». Также можно поменять цвет автомобиля с помощью пленки или сделать салон более ярким и интересным».
У кого-то тюнинг ассоциируется с дворовыми, «пацанскими» машинами, но сегодня «прокачку» авто все чаще выбирают владельцы довольно серьезных и дорогих марок, причем тратят на это по несколько сотен тысяч рублей. Но есть варианты и более бюджетные. «Порой достаточно поменять только юбку бампера и добавить накладки – и автомобиль уже приобретет более массивный и агрессивный вид. А можно полностью заменить капот, крылья, добавить эффектную оптику, выделить отдельные элементы цветом, – рассказывает Александр Карпенко. – Мы работаем с дилерами известных тюнинговых компаний как, НAMANN Lumma, ABT, Brabus, Startech, TECHART и другие». Есть варианты неоригинальных обвесов фабричного производства из Тайваня. Можно выбрать и заказать понравившийся вариант по каталогу.
Процесс и результат тюнинга, а также другие примеры работ компании «Кар-сервис» – на телеканале 74.ru.
Итак, мы постарались разобрать основные вопросы, которые могут возникнуть у автовладельцев по поводу кузовных работ. Но если у вас еще остались вопросы – можете задать их в комментариях к этой статье. Участники нашего обзора с удовольствием на них ответят.
Фото: Видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Аликбека ЮСУПОВА