Минувшей ночью, 24 ноября, на ночной трассе вновь оборвалась жизнь пешехода. Трагедия произошла около 00:25 на втором километре автодороги Чебаркуль–Мисяш. 19-летний водитель, только в прошлом году получивший права, на ВАЗ-2110 сбил человека, переходившего проезжую часть по зебре. Травмы, полученные пешеходом в результате ДТП, оказались смертельными – 27-летний мужчина погиб на месте.
Пешеходы попадают под удар ежедневно – как по своей вине, так и из-за невнимательности водителей. Сейчас, когда день стал короче, участились наезды именно в темное время суток – водители (особенно молодые и неопытные) просто не замечают людей в сгустившихся зимних сумерках. Да и пешеходы, в свою очередь, не допускают мысли, что автомобилист может их не видеть. Озаботились этой проблемой и на государственном уровне. На прошлой неделе был принят ряд поправок в ПДД, по задумке авторов повышающих безопасность пеших участников дорожного движения.
Разговор о том, чтобы обязать пешеходов носить светоотражатели на одежде, ведется уже давно. Но уже в следующем году это будет не просто предложением, а правилом. Только вот не таким уж суровым – ПДД обяжут носить фликеры в темное время суток и только в случае «движения по проезжей части вне населенных пунктов». Насколько это будет эффективным в снижении количества наездов, совершенных ночью, покажет только время – уточняется, что носить светоотражатели пешеходы будут обязаны с 15 июля 2015 года.
На сегодняшний день приобрести светоотражатели челябинцы могут в нескольких интернет-магазинах. Брелок обойдется в 60–70 рублей, фликер – от 100 рублей, а специальный жилет со светоотражающими нашивками – в 350–400 рублей.
«Мы считаем, что принятию такого решения должна было предшествовать разработка стандартов качества светоотражателей, фликеров. На сегодняшний день у нас в стране их нет. В Европе требования такие: фликер должен быть хорошо заметен за 300 метров в дальнем свете фар и за 100 метров – в ближнем. Значения эти напрямую зависят от длины тормозного пути автомобиля в различных дорожных условиях, – говорит председатель Союза пешеходов России Владимир Соколов. – Стандарт этот обязателен. То, что появляется в продаже сейчас (дешевые и некачественные светоотражатели), по сути бесполезно и неэффективно. О соблюдении стандартов речи не идет. Вторая проблема – фликер для большинства людей – вещь пока неизвестная и не понятная. А вообще, по нашему мнению, светоотражатели важно носить всем пешеходам, а не только людям, живущим вне крупных населенных пунктов. Но опять-таки некоторым категориям граждан будет сложно их приобрести. Поэтому, например, детей и пенсионеров могло бы снабдить фликерами государство».
Напомним, еще весной этого года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ответственность для родителей за отсутствие на одежде детей в темное время суток (а также в условиях недостаточной видимости) светоотражающих элементов. Авторы предлагали штрафовать за такой «промах» на 500 рублей. Пока законопроект так и остался в статусе неодобренного предложения
Но мало «подсветить» пешехода на темной дороге для снижения статистики аварийности. Именно так, видимо, подумали авторы поправок в ПДД и решили запретить водителям маневр обгона на нерегулируемых пешеходных переходах. Напомним, раньше обойти ехавший впереди автомобиль в районе зебры можно было, только если на проезжую часть еще не ступила нога пешехода.
Еще один пункт, корректирующий поведение пешеходов на дороге, претерпел небольшие изменения. Речь идет о том, что человек должен будет сделать при появлении на проезжей части автомобиля с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом. Теперь пешеходы при виде скорой помощи, полицейского авто или пожарной машины должны будут освободить не только проезжую часть (как это было раньше), но и трамвайные пути, если «мигалка на колесах» движется именно по ним.
В целом поправки выглядят довольно незначительно, вызывая серьезные сомнения – а смогут ли обновленные правила действительно положительно повлиять на статистику аварийности и хоть сколько-нибудь повысить степень защищенности пешеходов на дороге.
«В первую очередь, на мой взгляд, важно решить проблему с максимальной разрешенной скоростью движения автомобилей в городах, – считает Владимир Соколов. – За 80 километров в час у нас сейчас не предусмотрено никакого наказания. А ведь на такой скорости шансов на выживания у пешехода, попавшего под колеса, практически не остается. Самым правильным решением вообще было бы снижение максимальной допустимой скорости до 50 километров в час – это уже давно и успешно практикуется во многих странах Европы. Не стоит забывать и о необходимости оборудования, освещения и усовершенствования пешеходных зон и переходов».
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина