Не проходит и недели, чтобы на дорогах Челябинской области не произошло хотя бы одно «синее» ДТП. Количество пьяных аварий и тяжесть их последствий уже давно заставляют содрогаться общественность. Ужесточения наказаний для алководителей требуют как простые граждане, так и представители власти. Только за последний год законотворцы вынесли на обсуждение как минимум пять предложений, призванных обуздать хмельной нрав автомобилистов и навсегда отвадить их от привычки садиться за рулем подшофе. Но так ли это все эффективно?
Стыд и срам: общественное порицание как наказание
Пожалуй, самый малоэффективный способ борьбы с любителями выпить за рулем – попытаться их пристыдить. Однако именно так намерены поступить власти Республики Ингушетия. Идея такова: попавшийся пьяным за рулем человек автоматически становится персоной «медийной». Портрет нарушителя показывают с соответствующей припиской по ТВ, печатают в газетах, публикуют в интернет-СМИ. На местном телевидении даже предлагают выделить для благого дела отдельное эфирное время и специальную рубрику.
«Ну вот представьте – поймали полицейские за ночь 20 пьяных водителей, сфотографировали всех, по новостям слайд-шоу показали. И что? Алкоголик, опохмелившись на следующее утро, даже и не вспомнит о пережитом «позоре», – считает челябинский автомобилист Андрей Волков. – Да и не думаю, что многие будут смотреть и запоминать в лицо каждого попавшего в эфир нарушителя. Соответственно, и концепция общественного порицания рушится сразу же».
Карету – отобрать!
Существует такая пугающая тенденция, при которой лишенные прав за хмельную езду водители вновь оказываются за баранкой. До окончания срока лишения прав. Чуть ли не на следующий день, после первого «залета». Судя по всему, именно это и подвигло депутатов выступить с предложением конфисковать у алководителей средства передвижения. В одной из «редакций» предлагается также пускать машину нарушителя с молотка, а вырученные за нее деньги перечислять в казну. Такая практика, к слову, уже существует в Белоруссии.
Основная проблема здесь заключается в том, что за рулем машины далеко не всегда находится ее законный владелец. А конфисковать автомобиль у человека, который в момент совершения нарушения находился на другом конце города, не кажется такой уж хорошей идеей.
С января по октябрь 2014 года на территории Челябинской области зафиксировано 258 ДТП с участием нетрезвых водителей. В этих авариях оборвались жизни 33 человек. Еще 373 – были травмированы.
Вариация вторая: более мягкая
Если кара, описанная выше, представляется чересчур негуманной и не исключающей возможности попадания под раздачу невиновного человека, то второй вариант кажется более разумным. На первый взгляд. В ноябре замглавы МВД генерал-полковник Виктор Кирьянов предложил конфисковать автомобиль у пьяного водителя под залог.
«Вот мы говорили о том, чтобы отбирать машину, как в США. Может, такой закон нужен, настало время для этого, – отметил чиновник. – Нужны какие-то меры против тех, кто не понимает».
Таким образом, согласно концепции, получить свой автомобиль водитель, попавшийся на пьянке, может только после полной уплаты штрафа за нарушение.
С одной стороны, это в какой-то мере решит проблему с автомобилистами-должниками. Если машина действительно нужна, увильнуть от уплаты штрафа им уже не удастся. С другой – инициатива не решит вопрос с алководителями-рецидивистами.
В пешеходы пожизненно
Помните пермяка, которого лишили водительских прав аж на 106 лет? Срок длиной в жизнь, а то и не в одну он заработал, неоднократно садясь за руль подшофе. И цифра взялась не с потолка – суд назначил такой срок по совокупности всех эпизодов.
Недавно с инициативой лишать прав пожизненно выступил заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Такую меру депутат предлагает применять по отношению к водителям, в пьяном угаре погубившим пешеходов или людей в других автомобилях. При этом, если у виновника аварии еще и не окажется средств для возмещения нанесенного ущерба, у него также могут конфисковать автомобиль.
По мнению Олега Нилова, машина в данном случае является орудием убийства, которое необходимо изъять.
Только вот по мнению многих жесткая карательная мера постфактум, когда трагедия уже произошла, существенно на печальной статистике не скажется. Поэтому важно заниматься профилактикой пьяных ДТП, а не только «линчеванием» уже нагрешивших водителей.
Приравнять пьяных автомобилистов к уголовникам
Речь идет о водителях, попавшихся пьяными за рулем во второй раз. Пожалуй, самое горячо обсуждаемое предложение из всех. Прозвучало оно уже неоднократно от председателя межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова. По мнению депутата, хронических алководителей отвадить от руля может только страх перед тюрьмой. Именно поэтому уголовное наказание за вождение в пьяном виде выглядит не только как карательная, но и как профилактическая мера.
Законопроект, между прочим, уже прошел первое чтение. Поэтому не исключено, что уже в следующем году вновь попавшийся подшофе или отказавшийся пройти «продувку на алкоголь» водитель не отделается штрафом в 50 000 рублей. Ему будет угрожать уже гораздо более серьезная сумма в 300 000 рублей, принудительные работы или даже лишение свободы на срок до двух лет. Если учиненная пьяным авария повлекла серьезные последствия (нанесла серьезный вред здоровью человека или даже повлекла его смерть), наказание будет еще более суровым.
А какие, по вашему мнению, меры борьбы с пьяными автомобилистами наиболее эффективны и необходимы?