К тесту обновленного «Патриота» я готовился морально. Большинство современных авто настолько сроднились, что достаточно привыкнуть к одному, и, считай, привык к остальным. Но Patriot всегда стоял особняком, поэтому в преддверии знакомства было что-то вроде мандража. Много ли времени займет патриотическая адаптация?
Рестайлинг и реинжиниринг
На тесте была самая свежая версия внедорожника, прошедшего серьезное техническое обновление в прошлом году и рестайлинг осенью 2014 года. Поклонники бренда UAZ могут выдохнуть: никаких компромиссов в вопросе проходимости. Более того, понижающая передача стала более короткой, «ползучей».
Полностью сохранив концепцию «тру-проходимца», инженеры UAZ сосредоточились на ежедневных потребностях клиентов.
Одно из важных изменений – раздаточная коробка корейской компании Dymos, которая заменила узел собственного ульяновского производства. Напомним, что еще раньше Patriot получил коробку передач Dymos.
Новая раздатка значительно тише. Можем подтвердить: на ходу трансмиссионные шумы исчезли полностью, и на круизных режимах «Патриот» не шумнее сопоставимых внедорожников.
Схема полноприводной трансмиссии не изменилась: «передок» по-прежнему подключается жестко. Но выбор режима 2H/4H/4L теперь – не строптивым рычагом раздатки, а удобной «шайбой» на центральном тоннеле. Кстати, для меня, неспециалиста по уазовской технике, эта мелочь весьма значима: скажем, переключаться между режимами заднего и полного привода можно прямо на ходу, точно зная, что все получится (рычаг требовал сноровки).
Карданный вал теперь не сочлененный, как раньше, а цельный, причем сами шарниры сделаны малообслуживаемыми: последний очаг «шприцевания» устранен. Блокируемые межколесные дифференциалы доступны по заказу.
Усилитель руля ZF с прогрессивной характеристикой сменил узел Delphi: теперь по мере набора скорости руль Patriot пропорционально тяжелеет, улучшая обратную связь с машиной.
Шасси осталось преимущественно прежним, но появился стабилизатор поперечной устойчивости сзади, причем за счет хитрой формы он «обнимает» картер моста и не снижает геометрическую проходимость.
Осенняя порция изменений более очевидна. Новые фары, бампера, зеркала с повторителями поворота... А в салоне и вовсе сюрприз: в самом его «эпицентре» – новый сенсорный экран, причем сделанный вовсе не для галочки. В обычных условиях на него выводится управление магнитолой, что особенно удобно, когда слушаешь музыку с флешки. Но главное, на этот же экран выводится навигация с картами Navitel и изображение с камеры заднего вида.
Что касается навигации, она подкупила нас тем, что распознала небольшую проселочную дорогу, проложенную в объезд основной трассы, на которую мы свернули для фотографий. Похоже, внедорожные гены машины учтены и при создании карт. Камера заднего вида дает весьма разборчивое изображение, снабженное габаритной разметкой.
На самом деле интерьерных изменений довольно много. Например, передние кресла теперь регулируются по высоте, имеют бесступенчатую настройку угла наклона спинки и поясничного подпора. Бортовой компьютер выводит информацию о мгновенном расходе топлива и вычисляет остаточный пробег на заправке.
ABS была доступна для «Патриота» и раньше, но при последнем обновлении автомобиль получил систему Bosch девятого поколения, которая независимо контролирует все четыре колеса и стабилизирует машину во время экстренных торможений. Проверили – работает: при резком замедлении на миксте увод в сторону более цепкого покрытия незначительный и легко контролируемый.
Задняя часть салона перекомпонована, например, за счет едва заметного уменьшения объема багажника (менее 5%) стали просторнее второй ряд сидений. Багажник по-прежнему огромен (1150 л), спинки сидений легко складываются, а передние можно разложить «в ноль», организовав спальные места.
А еще Patriot получил несколько теплых опций. Первая из них – электрический подогрев лобового стекла. Тут стоит заметить, что за счет атмосферного мотора большого объема салон машины и так оттаивает быстрее ожиданий, но подогрев стекла позволяет сразу направить тепло в салон. Напомним, что кондиционер был доступен для «Патриота» ранее и зимой позволяет быстрее «распотеть» стекла.
Задний же ряд сидений получил независимый отопитель с индивидуальной регулировкой скорости обдува и воздуховодами. Несмотря на один из самых больших в классе салонов, по ощущениям Patriot прогревается заметно быстрее, чем многие компактные иномарки. По заказу доступен автономный предпусковой подогреватель в заводском исполнении.
Кстати, к осени 2014 года модернизированы кузовные и окрасочные цеха компании, и одно из новшеств – катафорезная грунтовка кузовов на оборудовании Eisemann.
С легковушки – на «Патриота»
Первое, что замечаешь, оказываясь за рулем, – эргономика Patriot мало чем отличается от обустройства сравнимых иномарок. Сиденье с высокой спинкой, приличные диапазоны регулировок, видимые приборы, доступные второстепенные органы управления. Для меня единственным, что потребовало привычки, стал наклоненный рычаг коробки передач. Ну еще высокая посадка, благодаря которой видишь поверх голов впереди идущих легковушек.
Органы управления Patriot после легковушек лишены резкости, и постепенно руки и ноги учатся действовать более раскованно. Забавно, что, пересаживаясь обратно в легковушку, с полчаса испытываешь дискомфорт из-за чрезмерной остроты всего. На самом деле это вопрос привычки.
Моментный бензиновый мотор Patriot хорошо вытаскивает машину в среднем диапазоне оборотов, хотя дизель, подозреваю, в это смысле еще способнее. Корейская коробка передач работает без особых усилий, а о включении задней передачи сигнализирует «биппер». Последнее добавляет уверенности при маневрировании в опасной тесноте от стен или берез.
В принципе после получасового «вката» Patriot перестает ощущаться переразмеренным авто, хотя на фоне большинства машин он именно такой. Да, у него великоват радиус разворота (при такой-то колесной базе), но высокая посадка, видимые габариты и камера заднего вида снимают стресс при «слепом» маневрировании где-нибудь во дворах. Тем более и зеркала заднего вида достойны книги рекордов.
Кстати, повадки Patriot зависят от типа привода. При жестком (без дифференциала) включении переднего моста ездить на полном приводе по земным твердям не рекомендуется, однако мы обнаружили, что, например, на скользкой или обледенелой дороге лучше ехать в режиме 4H – машина становится стабильной, как утюг, и правильно реагирует на провокации газом. При некоторой сноровке можно вызывать контролируемые заносы, если душа просит веселья, но не это главное. Важнее, что в таком режиме Patriot позволяет контролировать его газом и ехать напористо.
Всесезонные шины «Кама Евро» показались нам слабым звеном: на льду они практически беспомощны, в снежной колее перекладывают бремя ответственности на трансмиссию. Несмотря на весьма скользкие и быстро зарастающие снегом колеса, даже по целине автомобиль едет как военная техника – неукротимо. Настоящий полный привод, тем более с заблокированным «центром», дарит исключительную уверенность в том, что при нажатии на газ машина реализует потенциал всех колес одновременно. Для тяжелых условий, правда, не обойтись без блокируемых межколесных дифференциалов, устанавливаемых за доплату.
Но проходимость UAZ – не новость. Куда интереснее проехаться по разбитой дороге. Эпические ухабы мы нашли на подъезде к одному из строящихся микрорайонов, где легковушки ехали по хитрой косинусоиде, выискивая места, где рытвины помельче, а торчащие камни положе. На таких дорогах Patriot доминирует, и чем агрессивнее едешь, тем больше уважаешь автомобиль. Помимо большого просвета сказывается энергоемкость и ход подвесок: они ловят удары, как сборщик апельсинов фрукты. Оп! Плавно принять, аккуратно приземлить. Кто сказал, что Patriot – это не спорткар? Это спорткар, просто он раскрывается на совершенно иных дорогах, чем обычные зажигалки.
Ну и конечно, невозможно игнорировать его фантастическую практичность. Объем багажника при пятиместном салоне больше, чем у некоторых машин при сложенных задних сидениях. Пространство на втором ряду позволяет размещать самых долговязых пассажиров в числе трех человек без взаимного притеснения. Трансформируемый салон просит увезти какую-нибудь бытовую технику или заночевать здесь во время вылазки на природу.
В ноябре 2014 года в рамках внедорожного проекта Red Off-road Expedition состоялась экспедиция в Казахстан. Организатор проекта – UAZ Patriot Club Ural (Челябинск). В группе было четыре стандартных автомобиля: обновленный UAZ Patriot 2015, дизельный, бензиновый и UAZ Pick Up. Участники экспедиции посетили удивительное по своей красоте место – плато Актолагай. Участник экспедиции Фёдор Митюгов рассказал: «Актолагай – это меловое плато, бывшее миллионы лет назад морским дном. Говорят, здесь можно найти доисторические ракушки, зубы акулы и даже скелеты динозавров. Такая информация из Интернета всплывала у меня в голове. Но стоило открыть глаза, как все слова пропали. Можно было только мычать при виде этой красоты. Прежде подобные пейзажи я видел только на фото и в кино. Было ощущение, что одновременно попал в классический вестерн с Клинтом Иствудом или в фильм «Звездные войны». Одним словом, восторг!»
Все включено
Что такое обновленный Patriot? В том, что касается проходимости и практичности, это привычный нам автомобиль, который на правильных шинах готов пуститься во все тяжкие. Он любит твердую руку и понимание того, что ты делаешь за рулем. Это инструмент, который позволяет самые отчаянные эксперименты и выбор стратегии. Там, где заточенный под паркетники мозг кричит: «Хватит!», Patriot продолжает самоуверенно переть вперед и раздвигать привычные рамки.
Если раньше внедорожные качества доминировали, то после череды обновлений Patriot примерил гражданский мундир: АБС, усилитель руля с прогрессивной характеристикой, импортные сиденья, мультимедийная система, кондиционер, подогрев лобового стекла... Он стал комфортнее, проще в управлении и удобнее в мелочах. Он обзавелся тем, без чего немыслима современная машина.
Снижение уровня шума, исключение обслуживаемых узлов, хорошая коррозионная стойкость – все это привлечет в ряды поклонников не только ортодоксов из офф-роад клубов и любителей затяжных путешествий, но и тех, кто хочет просто универсальную машину как для города, так и для вылазок.
Patriot – это автомобиль по системе «все включено». А если что-то еще не включено, достаточно поворота «шайбы»-селектора.
«УАЗ Автотехобслуживание»,
454106, Челябинск, Косарева, 6 (перекресток ул. Косарева и Комсомольского пр.);
тел.: (351) 790-02-52, 791-79-90;
Uazato.ru.
Фото: Фото автора и Егора Лазуренко