Уходящий 2014 год запомнится масштабной реформой автообразования, подорожанием автогражданки и дефицитом автомобилей, возникшим из-за повышенного спроса в ноябре и декабре. Жирной точкой стало принятие сенаторами поправки, ужесточающей наказание для любителей пьяной езды. Уже с 1 июля следующего года за «хмельное» ДТП с погибшим будут садить за решетку.
Права нового образца и реформа автошкол
Новые водительские удостоверения заработали в нашей стране с 1 апреля. Изменения коснулись только оборотной стороны пластиковых карточек, где появились новые категории и подкатегории. Так, своей отдельной категорией М обзавелись мопеды. Также появились категории Tm – трамваи и Tb – троллейбусы, подкатегории A1 – легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см., B1 – квадроциклы и трициклы, C1 – грузовики массой до 7,5 тонны, D1 – автобусы, вмещающие до 16 пассажирских мест. А для тех, кто проходил обучение на автомобиле с АКПП, в правах появилась специальная пометка Automatic Transmission Only. Управлять машиной на механике таким водителям запрещено.
За введением новшеств и утверждением учебных программ последовала масштабная работа по переаттестации автошкол. Госавтоинспекция проверяла учебные заведения на соответствие всем выставленным требованиям: на наличие классов, учебных пособий, автомобилей, учебной площадки или автодрома (размером не менее 0,24 га). Вслед за выросшими потребностями и расходами автошкол заметно подросла стоимость обучения курсантов. В свою очередь, права, выданные после обучения в нелегальных автошколах, не прошедших переаттестацию, будут подлежать аннуляции.
«Автогражданка» пошла на повышение
С 1 октября текущего года лимит по ущербу в ДТП увеличен со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. В связи с этим стоимость самих полисов ОСАГО подорожала на 23,2–30%. В свою очередь, страховые компании рассчитывали на более существенное повышение тарифов и теперь, чтобы компенсировать убытки по ОСАГО, они завышают стоимость каско.
Пьяных оставили без понятых
С ноября 2014 года практически ушел в историю институт понятых. Согласно новым поправкам в КоАП, инспектор ГИБДД теперь может провести различные процессуальные действия, в том числе проверку автомобилиста на состояние опьянения, без участия двух понятых. Правда, в таком случае весь процесс должен быть зафиксирован на видеокамеру, чья запись в дальнейшем будет прилагаться к административному протоколу. Поскольку никаких требований в КоАП к таким устройствам нет, для съемки подойдет даже смартфон. Новшество призвано облегчить работу автоинспекторов в малонаселенных пунктах, где бывает сложно найти понятых.
Неуплата штрафа с камер не аукнется арестом
Злостным неплательщикам штрафов с комплексов фото- и видеофиксации теперь не грозит арест. Отмена такой меры наказания стала еще одним изменением в Кодексе об административным правонарушениях. Вместо этого нарушителю грозит удвоение суммы задолженности по штрафам либо обязательные работы на срок до 50 часов. За неоплаченные штрафы, выписанные лично инспектором ГИБДД, как и прежде могут арестовать на 15 суток.
Госномера обрели неприкосновенность
Отменили и такой вид наказания, как снятие номеров. Мера была предусмотрена законом в случае, если водитель не мог предъявить сотруднику ГИБДД полис ОСАГО или нарушил правила по допустимой тонировке стекол авто. Изменился и закон, запрещающий ездить с нечитаемыми номерными знаками. Напомним, что ранее наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев применялось лишь когда водитель не очищал номерные знаки от грязи или прикрывал их картоном. С недавних пор привлечь к ответственности могут водителя, оборудовавшего свой автомобиль «электрической шторкой».
Автомобили стали штучным товаром
Обвал курса рубля привел к росту цен на новые автомобили. Некоторые компании сменили ценники еще в октябре–ноябре, другие подтянулись в декабре. При этом основное повышение цен еще предстоит, ожидать его стоит в начале следующего года. Однако найти автомобили у российских дилеров, особенно в период ажиотажного спроса, практические нереально. Склады большинства челябинских автосалонов уже пусты.
За езду под мухой отправят в тюрьму
На днях сенаторы одобрили документ, ужесточающий наказание для пьяных водителей. При повторном уличении в пьянстве за рулем в течение года водителя будут судить уже по Уголовному кодексу, а не по КоАП.
Напомним, что в октябре Минюст России выступил с предложением лишать любителей выпить за рулем колес. По крайней мере, до момента внесения залога или полной уплаты штрафа за соответствующее правонарушение. Однако такая мера поддержки не нашла.
Сегодня за вождение в нетрезвом виде и отказ от медицинского освидетельствования предусмотрена лишь административная ответственность – лишение прав на срок от полутора до двух лет и штраф в 30 тысяч рублей. В случае рецидива штраф увеличивается до 50 тысяч рублей, а срок лишения прав – до трех лет. Особенно строго сенаторы предлагают наказывать злостных нарушителей. За повторное управление автомобилем в пьяном виде поправки устанавливают уголовную ответственность. Преступление будет наказываться обязательными работами на срок до 480 часов либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же период. Альтернативное наказание – штраф в размере 200–300 тысяч рублей или в размере дохода проштрафившегося за период от одного до двух лет. Тоже наказание ждет и тех, кто отказался от медосвидетельствования.
В случае смертельной аварии по вине нетрезвого автомобилиста, предусматривается лишение свободы на срок от двух до семи лет. В случае, если погибли два человека и более, срок составит от четырех до девяти лет. По мнению законотворцев, данные меры должны существенно улучшить печальную статистику ДТП.
Табу на летнюю резину зимой
С первых дней нового года сотрудники ГИБДД будут обращать особое внимание на использование зимних шин на автомобилях. Дело в том, что с 1 января вступит в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Регламент запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период – декабрь, январь, февраль. За нарушение данного требования предусмотрена административная ответственность по ст. 12.5 КоАП – предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Как пояснили в ГИБДД России, сроки запрета эксплуатации транспортных средств без зимних шин могут быть изменены по решению региональных властей, но только в сторону увеличения.