Поклонникам автомобильного сумрака пригрозили лишением водительских прав. Общественный совет при МВД Российской Федерации предложил серьезно пересмотреть наказание за превышение допустимого уровня тонировки автостекол. Что ждет челябинских водителей в случае одобрения и принятия поправок – в материале Autochel.ru.
Тонировка – тема больная для всех: автомобилистов, пешеходов и представителей властей. Она, как неоднозначный кинофильм, никого не оставляет равнодушным. Одни на дух не переносят тонированные автомобили и готовы в буквальном смысле собственноручно срывать ненавистную пленку. Другие (как правило, сами затонированные) в ответ кричат – руки прочь! Что касается представителей закона, то они регулярно устраивают охоту на «сумрачные» авто – как минимум раз в месяц Госавтоинспекция выходит на рейд в поисках чересчур затемненных окон. Пойманному – штраф в размере 500 рублей и настоятельное требование пленку удалить.
Ст. 12.5, ч. 3.1 ПДД РФ – управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере пятисот рублей.
Представители общественного совета считают, что такая мера не слишком эффективна в борьбе с тонированными стеклами. Именно поэтому предлагается ввести более серьезную кару. Так, пойманному с затемненными стеклами водителю в первый раз придется заплатить все те же 500 рублей штрафа. Попался еще раз – сумма увеличится в десять раз – до 5000 рублей. Третий заход будет грозить уже лишением прав на срок от двух месяцев до полугода. Только вот пока не оговаривается, каким должен быть временной промежуток от первого задержания до второго и третьего.
Руководитель школы водительского мастерства и автогонщик Ярослав Федоров считает повышение штрафов за круговую тонировку лобового и боковых стекол инициативой правильной. Поясняет свою позицию автогонщик недостаточной дисциплинированностью водителей, совершенно не реагирующих на скромные суммы штрафов за нарушения, значительно влияющие на безопасность дорожного движения.
«Тонировка, как мне кажется, наносится на стекло по трем причинам: во-первых, менталитет российского водителя: хочется от всех спрятаться – чтобы никто не смотрел – без тонировки, как в аквариуме. Плюс это считается более безопасным относительно воровства – в салон сильно тонированного автомобиля проблематично заглянуть, – говорит Ярослав Федоров. – Вторая причина эстетическая. Тонированный автомобиль действительно выглядит красивее, как мне кажется. Принцип важен особенно в отношении изделий отечественного автопрома, которые изначально красотой и дизайном не блещут. Ну и третье – защита от солнца. Но! Во всем должна быть мера – если говорить про солнечные лучи, то есть варианты заводской тонировки либо пленки с высокой светопропускаемостью, которая не будет мешать водителю. Но при этом на дорогах можно увидеть наглухо затонированные вкруг авто – я бы предположил, что у владельцев таких машин есть определенные проблемы и комплексы. Безусловно, это личный выбор каждого, но с точки зрения безопасности дорожного движения тонировочная пленка с низкой светопропускаемостью существенно снижает обзорность и контроль ситуации вокруг. Особенно плохо будет просматриваться дорога в темное время суток. Я уже не говорю про пешеходов в темной одежде».
По данным ГИБДД Челябинска, за 2014 год к ответственности за нарушение части 3.1 пункта 12.5 ПДД РФ к ответственности привлечены более семи тысяч водителей. А с начала этого года за аналогичное нарушение наказаны уже свыше тысячи человек.
Сейчас поправки, ужесточающие наказание за тонировку, находятся в стадии разработки. В этом месяце планируется вынести их на общественное обсуждение, а уже в феврале – направить законопроект в Госдуму.
К слову, приветствуют поправку и многие пешеходы – из-за глухой тонировки они порой просто не могут понять, видит их водитель или нет.
«Переходишь дорогу по зебре, и тут едет какая-нибудь «четырка», затонированная наглухо. Там не то что понять, видят тебя или нет, там самого водителя разглядеть невозможно, – говорит челябинец Егор Тимофеев. – В итоге либо идешь медленно на свой страх и риск, либо стоишь и ждешь, пока этот сумрачный всадник проедет. Еще и посигналит недовольно – чего стоишь, мол».
Автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев считает, что инициатива, скорее всего, будет претворена в жизнь. Главным образом потому, что исходит она от МВД. Однако большой необходимости в ней правозащитник не видит.
«Механизм пресечения нарушений, связанных с превышением уровня тонировки стекол автомобиля, сегодня и без того отработан неплохо, – говорит Лев Воропаев. – Сотрудник полиции останавливает нарушителя, выписывает ему штраф и предписание устранить нарушение в определенный срок. Если последнее условие не будет выполнено, автомобилист может уже получить административный арест по другой статье. Это вполне действенная мера, поэтому столь острой необходимости повышать штраф и даже лишать прав я не вижу».