Утверждение, что женщинам нельзя доверять управление автомобилем, существует уже много лет. Представительницам прекрасной половины человечества приписываются неадекватное поведение за рулем, отсутствие навыков экстремального вождения, а также тотальная невнимательность. И большинство мужчин эти стереотипы распространяет на всех женщин. Так есть ли реальные обоснования для гендерного неравенства в автомобильной среде?
Миф 1: женщины занимаются за рулем чем угодно, кроме вождения
«Еду я спокойно, смотрю – в соседней машине сидит блондинка и красится! У меня чуть телефон из рук не выпал и кофе не пролился!»
Возможно, миф и имеет какое-либо обоснование, но попробуйте выйти на любой оживленный перекресток и понаблюдать за тем, чем занимаются водители. Очень многие в ожидании разрешающего сигнала отвлекаются на никак не связанные с вождением дела и заботы: телефонный разговор, легкий перекус и даже чтение. И грешат этим абсолютно все – и мужчины, и женщины. Однако можно также заметить, что женщины быстрее возвращают свое внимание на дорогу с включением зеленого сигнала светофора.
На это резонно можно возразить, что мужчины более опытны и их навыки вождения позволяют им управлять любым транспортным средством даже в состоянии комы. Только вот на практике давно уже замечено, что к безрассудным поступкам больше склонны именно мужчины. Например, ни одна автоледи не будет пробовать продолжать движение, если у машины вдруг «пропали» тормоза. Да, она встанет посередине перекрестка как вкопанная; да, создаст пробку и, возможно, даже расплачется. Но пытаться дотянуть до сервиса или надеяться на авось – крайне маловероятно.
«Здесь дело в том, что у женщин более развит инстинкт самосохранения, – объясняет психолог Алла Барских. – Так уж сложилось исторически: рисковать – это прерогатива мужской части населения. И это касается многих аспектов вождения. Например, мы намного реже ведем себя на дороге агрессивно. Подрезать, наказать хама или из принципа обогнать, чтобы доказать крутость своей машины, – это все не к нам».
По словам Аллы, одна из ключевых особенностей именно женского поведения за рулем – это другой алгоритм действий в стрессовых или экстренных ситуациях. И чаще всего такие ситуации создаются именно мужчинами. Если бы все соблюдали ПДД, никакой разницы никто бы не заметил.
Миф 2: женщины абсолютно не чувствуют габариты автомобиля и не умеют ездить задним ходом
В Интернете полно роликов, на которых запечатлены жалкие попытки очередной барышни припарковать свой автомобиль или выехать с парковки задним ходом. Причем размеры транспортного средства не играют никакой роли. Собственные наблюдения этот миф частично подтверждают, но такому поведению есть объяснение.
С детства почти все мальчики играют модельками машин, а многие отцы дают впервые попробовать порулить настоящим автомобилем еще на коленках. Таким образом, подойдя к совершеннолетию, большинство юношей имеет представление о том, как будет вести себя машина в разных условиях. Девочки же начинают постигать азы управления только в автошколе.
«В игровой форме и в раннем возрасте навыки приобретаются гораздо лучше, – считает инструктор по контраварийному вождению Иван Шеховцев. – Поэтому я в своей работе пропускаю сразу несколько этапов, когда обучать приходится водителей-мужчин. Но я не утверждаю, что качественное обучение девушек невозможно. Просто нужен немного другой подход. Некоторые приемы вождения, которые мужчины считают инстинктом и их не нужно этому учить, для девушек требуют объяснения и многократной тренировки. В итоге на выходе всегда можно добиться одинакового уровня мастерства – как у женщин, так и у мужчин».
Таким образом, частично миф подтвержден, но связано это исключительно с наличием опыта, а никак не с особенностью женского стиля вождения.
Миф 3: женщины впадают в панику и не способны предотвратить ДТП
Частично этот факт подтверждают психологи и даже сами автоледи. В экстренной ситуации (такой, как занос при гололеде или потеря контроля управления) представители слабого пола, скорее всего, не будут пытаться вернуть автомобиль на траекторию, а просто нажмут тормоз в пол. Как известно, чаще всего такой прием ведет к неприятным последствиям.
Но как часто вы видите женщин за рулем, которые по скользкой трассе или в условиях снегопада обгоняют пробку по встречной полосе вне зависимости от наличия на ней транспорта? Будем честны перед собой – в основном именно мужчины провоцируют своим поведением ДТП. Чаще всего женщины-водители в сложных погодных условиях предпочитают ехать значительно медленнее потока, чем вызывают бурю негативных эмоций со стороны вечно опаздывающих мужчин.
На самом деле этот миф переплетается также с недостатком опыта и развитым чувством самосохранения.
Миф 4: дорогая машина – подарили
Действительно, приходится часто видеть, как девочка, на вид которой можно дать от силы 18 лет, управляет, к примеру, Porshe Cayenne. И в умах завистников мгновенно рождается схема получения данного автомобиля. Причем сами завистники никак не могут воспользоваться таким способом, так как возраст и пол не подходят.
На самом же деле никто ни разу не рискнул проверить, откуда у столь юной барышни дорогая машина. Но стереотип прочно устоялся, и опровергать его сложно. Особенно учитывая то, что сами хозяйки дорогих машин не всегда стремятся к этому.
Думаю, у каждого читателя среди знакомых найдется пример того, как можно достичь таких результатов лишь упорным трудом или имея хорошие связи. И пол здесь совершенно ни при чем.
У этого мифа есть и обратная сторона – молодые люди на подаренных папами спортивных автомобилях. Если девушки просто раздражают своим присутствием на дорогом автомобиле некоторых участников движения, то отпрыски бизнесменов и чиновников чаще всего кичатся этим без устали и всеми силами.
Не думаю, что вы часто видели сходку девушек на дорогих машинах ночью на каком-нибудь центральном перекрестке. А как часто наблюдали гонки по городу среди жен, любовниц или дочерей богатых мужчин? Однако обидные комментарии вслед дорогим машинам получают чаще всего именно девушки.
Целью статьи не было уравнять оба пола на дорогах. Адептов мужского руля мало в чем можно убедить. Да и практика показывает, что в курьезные ситуации попадают чаще именно барышни. Но количество автоледи на дорогах страны только растет, а поэтому есть все основания полагать, что через одно-два поколения разница между мужским и женским стилем вождения полностью исчезнет.