Статистика аварийности за первый месяц 2015 года радует снижением трагичных цифр. Челябинские эксперты выразили свое мнение и предположили, что могло послужить причиной положительной динамики.
У всякого, даже самого неприятного явления, есть свои плюсы. Так, по словам экспертов, кризис, ударивший по нашей стране, оказал положительное влияние на статистику аварийности. Количество поездок и их дальность, оказывается, находятся в прямой связи с деловой активностью граждан: ниже активность – меньше поездок. Так, в январе 2013 года общее количество аварий снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года аж на 9,6%. Еще более ощутимо и весомо снижение по количеству жертв автоаварий – минус 20%. Всего же количество ДТП с погибшими или ранеными уменьшилось на одну десятую.
Меньше хмеля на дороге
Проблема автоалкоголизма в России сегодня стоит особенно остро. Количество пьяных аварий и тяжесть их последствий не оставляют сомнений – бороться с ситуацией нужно комплексно. Отсюда регулярное ужесточение наказаний для попавшихся за рулем под хмелем водителей (из последнего – введение уголовной ответственности) и регулярное проведение профилактических мероприятий. И, что не может не радовать, определенный результат есть: в январе 2015 года произошло на 35,1% меньше «пьяных» ДТП, чем в прошлом году. Однако любители алкоголя с дорог никуда не делись – сотрудники полиции задерживают их и отстраняют от руля ежедневно и в больших количествах. Так, очередной рейд по пьяным водителям прошел в Челябинской области в минувшие выходные. И без «улова» у стражей правопорядка не обошлось:
«Несмотря на то что мероприятие накануне проведения анонсировалось в СМИ, а водителей заблаговременно известили о проверке на опьянение, с 21 по 24 февраля сотрудники ГИБДД выявили и привлекли к административной ответственности почти 400 нетрезвых автомобилистов. Еще более 150 человек находились за рулем, не имея на это права, – сообщили нам в отделении пропаганды БДД УГИБДД по Челябинской области. – Статистика говорит о полном непонимании и игнорировании всех требований ПДД данными категориями участников дорожного движения. Подобные мероприятия будут на постоянной основе проводиться и в дальнейшем».
Бьются между собой, сносят пешеходов и бегут
Самые распространенные сценарии ДТП (что, в общем-то, не удивительно) – столкновение автомобилей и наезд на пеших участников дорожного движения. Последнее хотелось бы выделить особенно – в Челябинской области не проходит и двух дней, чтобы под колесами автомобиля не погиб или не получил серьезных травм человек. Праздничные выходные не стали исключением. Авария, произошедшая около четырех часов утра 23 февраля на трассе под Миассом, стала трагичной иллюстрацией и к еще одному пункту статистики. По данным ГИБДД, с места ДТП сбегает каждый десятый автомобилист. Так и случилось рано утром в понедельник. На 1780 километре автодороги М-5 неустановленный автомобилист предположительно на грузовике сбил пешехода. 42-летний мужчина, житель Белгородской области, от полученных травм погиб на месте. Водитель с места трагедии сбежал.
«Сейчас на розыск скрывшегося автомобилиста ориентированы все наряды дорожно-патрульной службы ГИБДД области, – заверили в пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области. – Приняты меры по установлению очевидцев аварии и розыску водителя, причастного к происшествию».
По мнению председателя Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексея Бруя, самостоятельно делать выводы на основе статистических данных – все равно что гадать на кофейной гуще:
«Есть огромное количество факторов, которые влияют на показатели аварийности, и каждый из них следует тщательно и отдельно рассматривать. Строить предположения на одних лишь цифрах, на мой взгляд, неправильно. Нужна система, подход и тщательный анализ, – говорит Алексей Бруй. – Может быть, кризис и оказал какое-то положительное влияние, но я не думаю, что именно снижение деловой активности россиян послужило причиной уменьшения количества ДТП. Если статистические данные по аварийности будут тщательно проанализированы, можно будет уже точно сказать, что послужило причиной снижения или увеличения по тому или иному пункту. Кроме того, анализ позволит выработать и дальнейший план действий по улучшению дорожной ситуации».
Несмотря на то что снижение данных в статистике аварийности за первый месяц 2015 года не может не радовать, делать долгосрочные прогнозы рано. Положительно на январских цифрах мог сказаться целый ряд факторов – благоприятные погодные условия, эффект от ужесточения наказаний за правонарушения и прочее. Но с течением времени ситуация может измениться. И потому важно, чтобы каждый участник дорожного движения понимал – статистика в нас. Неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, ответственность и внимательность – это то, что действительно может снизить количество ДТП и тяжесть их последствий.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА