Они все выпущены в 20-х годах прошлого века, хотя самый старый экспонат Fiat 505 датируется 1919 годом. Здесь есть автомобили европейские и американские, но нет российских – в 1920-х годах легкового автопрома в стране еще не было. Все 22 машины в «живом» состоянии и на ходу, с оглушительными клаксонами и вполне еще цивильной внутренней отделкой.
Конечно, первый вопрос создателю музея – бизнесмену Владимиру Спиридонову – очевиден: почему музей и почему 1920-е годы?
«Я всегда интересовался автомобилями, и возникла идея создать музей, но, чтобы не разбрасываться, решил сосредоточиться на каком-то периоде, – отвечает он. – И тут помогла моя другая страсть, книга «Золотой теленок» – решил собирать автомобили 1920-х годов».
Выставка называется в «Поисках «Антилопы Гну». Помните, какой марки она была? «Лорен Дитрих»? Нет, от «лорена» был только заботливо прилаженный шильдик, что-то вроде трехлучевой звезды на капоте вазовской «семерки». А марка «Антилопы» достоверно неизвестна, поэтому, смеется Владимир Спиридонов, этой машиной мог бы оказаться один из экспонатов музея.
Но Lorraine-Dietrich все равно имеется. Его поиск был предметным, а итоговая сделка состоялась через аукцион. Большинство остальных экспонатов приобретено у частных коллекционеров по всему миру, в основном в Европе. Дело это куда более церемонное, чем покупка нового авто.
«Очень часто я договаривался с владельцем, приезжал, мне показывали обширный гараж с экспонатами. Владелец рассказывал про одну машину и говорил: «Но она не продается». Рассказывал про другую и снова добавлял «Не продается». Где-то на четвертой машине я уже не выдержал: а какая продается? «Никакая», – отвечал хозяин. Объявление о продаже машины было лишь поводом, чтобы просто рассказать о ней кому-нибудь».
Тем не менее двадцать два экспоната получили челябинскую прописку, и, возможно, коллекция будет расширяться. Однако ее создатель не ставит количественные показатели в приоритет. «Во многих музеях Европы собраны хорошие коллекции, но машины стоят слишком тесно, – говорит Владимир Спиридонов. – Мне хочется, чтобы к автомобилю можно было подойти и рассмотреть со всех сторон».
А любопытным есть на что посмотреть. Здесь есть первый Citroen Torpedo B2 с электростартером и Renault NN, упомянутый в стихотворение Маяковского «Ответ на будущие сплетни» – такую машину поэт привез из Франции. Есть поджарый Fiat 509 с трехместным салоном, где дополнительное место находится снаружи кузова (так называемое тещино место). Кстати, цифра и литеры CV в названии многих машин обозначали мощность – например, Peugeot 5CV. На самом деле «физическая» мощность того «пыжа» составляла 11 л.с., а CV обозначали фискальные лошадиные силы – условная величина, использовавшаяся для вычисления налогов на автомобиль.
В музее еще много американских авто, уже огромных, но по меркам Европы простоватых, как и сейчас: Dodge, Pontiac, Chevrolet, Ford. Причем выставленный Ford Model A – это донор первой советской легковушки массового производства ГАЗ-А.
Здесь много марок, о которых современный человек слышит редко, скажем, Studebakker или Whippet. А есть и такие, о которых вообще вряд ли кто-то знает. Michel Irat, скажем, выпустила пару сотен машин, а сейчас, по официальным данным, в мире остался один-единственный экземпляр в Англии. Владимир Спиридонов настаивает, что все-таки не один – еще одна есть в его коллекции.
Музей находится на третьем этаже комплекса «Маяк-2» на Троицком тракте, а билет условно-бесплатный: для детей и пенсионеров – по 10 копеек, для остальных – 10 рублей. Выходные – понедельник и вторник.
Фото: Фото автора и Олега КАРГОПОЛОВА