Крупнейшая американская корпорация General Motors заявила о своем уходе с автомобильного рынка России. Канут в Лету в нашей стране все модели марки Opel и массовые модели Chevrolet. Почему General Motors уводит из страны автомобили и консервирует производство, а также как это может сказаться на владельцах машин данных марок – попытаемся разобраться в нашем материале.
Полный уход Opel и значительное сокращение моделей Chevrolet вызывает большое количество вопросов и опасений, причем как у самих владельцев марок, так и у официальных дилеров.
Что происходит?
Теперь на территории Российской Федерации автомобильный гигант General Motors будет продвигать только машины сегмента премиум, который в кризис даже вырос. Так, никуда не денутся автомобили Cadillac и три элитные модели Chevrolet – Camaro, Corvette и Tahoe. Правда, «Кадиллак» за январь-февраль продал менее сотни машин по всей России...
По предварительной информации, уже к декабрю текущего 2015 года Opel полностью покинет страну. Санкт-Петербургский завод GM, на базе которого собирались полюбившиеся россиянам Opel Astra и Chevrolet Cruze, будет законсервирован, что повлечет за собой глобальные сокращения работников. Полностью прекращено производство автомобилей здесь будет уже к середине года. С начала марта не собираются эти автомобили уже и на заводе «Автотор» в Калининграде.
Как сообщили нам в компании «Джемир», официальном дилере GM в Челябинске, Копейске, Магнитогорске и других уральских городах, радикальные решения по функционированию дилерской сети на российском рынке GM были ожидаемы. Однако такой вариант развития событий, как уход двух марок, не мог не застать врасплох всех дилеров.
Почему это происходит?
Кардинальная смена стратегии GM, как утверждают сами представители компании, связана с мощным обвалом продаж в конце 2014 и начале 2015 годов. Теперь на территории Российской Федерации автомобильный гигант будет продвигать только машины сегмента премиум, спрос на которые сохраняется.
«Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем, – прокомментировал сложившуюся ситуацию президент GM Дэн Амманн. – Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой».
По предварительным подсчетам, уход двух марок из России обойдется компании General Motors в $600 млн уже в первом квартале 2015 года. Средства эти будут распределены на выплаты сокращенным сотрудникам, трансформацию дилерской сети и стимулирование продаж.
За 2014 год продажи автомобилей марки Opel сократились в России на 20%, Chevrolet – на 29%. Итоги по первым месяцам 2015 года стали совсем уж печальными – первая марка обвалилась в ноябре на 75%, а в феврале – более чем на 80%. Chevrоlet рухнул в январе на 68%, а в феврале потерял свыше 70%.
«На самом деле новость, конечно, не из приятных, не очень ясно, что именно за этим стоит, каковы истинные причины. Согласно официальному пресс-релизу GM, который был вчера предан гласности, причина заключается в резком снижении продаж, – говорит исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александр Рулевский. – Это действительно имеет место быть. С другой стороны, есть множество других способов борьбы с этим, помимо полного ухода с рынка. Это и изменение ценовой политики, и оптимизация модельного ряда, и многое другое. Но GM ничего этого не делает и сразу заявляет об уходе с рынка. Многие сходятся во мнении, что тут замешана политика. GM – крупнейшая американская компания, а поскольку американские рейтинговые агентства вогнали нашу страну в «мусорный» рейтинг, это означает, что с ней не стоит работать. Отсюда и частичный уход GM из России. Третья версия заключается в том, что после открытия завода в Шушарах под Санкт-Петербургом американцы больше в локализацию производства якобы не вкладывались. А согласно новым требованиям в этом году степень локализации должна быть увеличена. А это инвестиции, на которые в сегодняшней политической ситуации американская компания пойти не может».
Что делать дилерам и как быть владельцам?
Это, пожалуй, самый важный и сложный вопрос в сложившейся ситуации. Каким образом после ухода марок будут продолжать деятельность дилеры? Александр Рулевский подчеркнул, что заявление об уходе было резким. Сначала оно появилось в СМИ, и только потом GM поставило в известность дилеров.
«Это неправильно и нехорошо, – отметил Александр Рулевский. – Слухи об этом действительно были, но то, как все произошло, оказалось полной неожиданностью. Порядка 200 дилеров Chevrolet и 160 дилеров Opel по сути подставили».
Выкручиваться, судя по всему, на первых порах каждому дилеру придется самостоятельно. Кто-то, будучи выбитым из колеи внезапным известием, пока не готов давать разъяснения журналистам и клиентам. Другие, напротив, идут на контакт и стараются ободрить автомобилистов. Так, например, сеть автоцентров «Джемир» как официальный дилер General Motors сегодня продолжает работу в обычном режиме. Как сообщили сайту Autochel.ru в компании, в настоящий момент у них имеется большой склад автомобилей в наличии. Ну, а для покупателей, планирующих приобретение автомобиля, до конца года никаких изменений не предвидится. Кроме того, в компании введен режим выгодного предложения на распродажу остатков автомобилей.
«Покупать можно без опасений, потому что в дальнейшем «Джемир» продолжит выполнять свои обязательства по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей марок Chevrolet и Opel. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» GM обязан обеспечить наличием запасных частей в течение срока службы автомобиля, но не менее 10 лет, – уточнил генеральный директор группы компаний «Джемир» Павел Рыжков. – Наши клиенты в сложившейся ситуации не почувствуют никаких изменений. Поставки оригинальных запасных частей продолжатся как от General Motors , так и от наших альтернативных поставщиков. Мы приглашаем всех владельцев Chevrolet и Opel приехать в автосалоны группы компании «Джемир» для обновления данных о собственниках автомобилей вне зависимости от времени с момента приобретения для выполнения отзывных и гарантийных кампаний».
«Официальное письмо от управляющего директора General Motors в России Сюзанны Веббер с определением порядка действий расторжения контракта, которое запланировано на апрель, пришло к нам только сегодня, 19 марта, в 12 часов дня, - рассказывает генеральный директор группы компаний «Планета Авто» Андрей Кольцук. – Поскольку наша компания входит в тройку лидеров Уральского федерального округа по продажам и техническому обслуживанию марок Opel, Chevrolet и Cadillac, смею предположить, что новая структура GM заключит с нами контракт на продажу автомобилей и поддержку гарантийного парка в Челябинске. В любом случае, технические возможности наших центров и профессиональный персонал способен обеспечить премиальное обслуживание автомобильного парка GM. Если у клиента возникнет необходимость заменить автомобиль, то мы готовы предоставить на замену по системе trade-in широкий модельный ряд из наших брендов с закрытых теплых торговых площадей».