МВД всерьез взялось за молодых водителей. С целью снижения количества ДТП с участием недавно «околесившихся» россиян, ведомство выступило с инициативой ограничить их в скорости передвижения. Что ждет челябинских обладателей желтой наклейки с восклицательным знаком – в материале AutoСhel.ru
На днях МВД обнародовало проект постановления правительства РФ, в котором содержится ряд поправок к ПДД для молодых водителей, бывалых мотоциклистов, а также водителей школьных автобусов. На первом пункте остановимся подробнее. Министерство предлагает ограничить скорость передвижения автомобилистов, чей стаж насчитывает менее двух лет, до 70 километров в час. Вне зависимости от дороги, по которой они передвигаются. То есть на скоростной магистрали, которая есть и в Челябинской области (участок М-5 в Чебаркульском районе), при общей разрешенной скорости в 110 километров в час новички все равно должны будут выдерживать свои 70.
«С одной стороны, идея вроде бы, неплохая – неопытные водители со скоростью порой просто не справляются, теряют контроль над машиной и в итоге вообще с дороги слетают, – считает автомобилист с 17-летним стажем Георгий Власов. – А с другой – на оживленной трассе водитель-новичок, движущийся чувствительно медленнее остального потока, будет все равно, что красная тряпка для быка – особо нетерпеливых автомобилистов его присутсвие может спровоцировать на обгон в неположенном месте. На той же М-5 даже водители большегрузов меньше сотни не едут. Страшно представить, если на их пути окажется вот такой «тихоход».
Напомним, такое требование к неопытным водителям существовало еще в Советском Союзе. Однако тогда норма была отменена в связи с, прямо скажем, ее бесполезностью – отследить юного автомобилиста, превысившего свой персональный лимит, было практически невозможно. Но изменилась ли ситуация с тех пор? Сегодня выпускники автошкол обозначают себя на дороге с помощью специальных наклеек на заднем стекле – желтый прямоугольник с черным восклицательным знаком. И, теоретически, сотрудники Госавтоинспекции могут с помощью именно этого «маячка» отслеживать молодых нарушителей режима. Однако желтая наклейка – не обязательство, а, скорее, рекомендация. И многие молодые водители ею пренебрегают. При этом в проекте постановления обозначено, что сегодня у ГИБДД гораздо больше средств контроля скорости, чем было раньше. Но, как бы то ни было, в тексте не уточняется, каким именно образом будут отслеживаться молодые водители, преступившие 70-километровый порог.
«Инициатива, на мой взгляд, правильная и нужная. Водитель набирается опыта и начинает понимать дорожную обстановку все лучше с каждым годом. И на начальных этапах важно каким-то образом его ограничить – для профилактики ДТП и в качестве воспитательного момента. Это снизит риск возникновения аварийно опасных ситуаций и поможет новичку на дороге набраться мастерства, – поделился своим мнением заместитель начальника ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Другой вопрос – как это будет отслеживаться. Я думаю, сегодня технически возможно это сделать. Например, с помощью тех же тахографов или чего-то подобного. Если разработать такую систему слежения, данная норма будет работать и положительно влиять на статистику аварийности. Вообще, я думаю, что водителей-новичков мало ограничивать только лишь в скорости передвижения. Можно было бы не допускать их на трассы в первый год после получения прав. Но это противоречит конституции – потому что по факту здесь уже будет ограничена свобода передвижения».
Заметим также, что система ограничений для начинающих автомобилистов вполне успешно действует в ряде европейских стран. Получение прав там проходит в два этапа: по итогам первого успешно сдавший экзамены студент получает так называемые «временные» (или «ученические») права. В течении двух лет он управляет автомобилем по ним с большим количеством ограничений, среди которых запрет на перевозку пассажиров, езда в темное время суток без сопровождения более опытного автомобилиста и другие. По прошествии двух лет (если за это время автомобилист не был уличен в нарушении правил), водителя допускают к сдаче экзамена на уже полноценные права. К слову, и в России МВД выступало с предложением внести подобные ограничения: еще в сентябре 2012 года шел разговор об установлении скоростного лимита для неопытных автомобилистов, запрете на перевозку более одного пассажира и передвижении в темное время суток. В прошлый раз дело до принятия поправок так и не дошло. Чем разговор окончится сегодня – покажет время. В настоящий момент проект поправок проходит процедуру общественного обсуждения. Завершится она 4 апреля текущего года.
В документ вошли еще несколько предложений, которые в скором времени могут стать частью действующей редакции ПДД. Так, МВД предлагает увеличить максимально допустимую скорость для водителей мотоциклов. Для опытных «двухколесников» (чей стаж превышает два года) он может увеличиться с 90 до 110 километров в час вне населенных пунктов. Таким образом, мотоциклисты на трассах смогут двигаться со средней скоростью потока, наравне с четырехколесными соседями.
Еще одна поправка касается пассажирского транспорта. Предлагается официально внести в правила термин «школьный автобус» и разрешить данной категории транспорта движение по выделенным полосам.