Автодилеры подумывают «урвать» свой кусок от вторичного рынка. На днях от вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимира Моженкова прозвучало предложение, фактически запрещающее россиянам продавать б/у автомобиль без проведения предпродажной подготовки в дилерском центре. Какие цели преследует при этом РОАД и чем мотивирует необходимость такого нововведения – в материале Autochel.ru.
На сегодняшний день официальные дилеры той или иной марки автомобилей имеют довольно слабое отношение к вторичке. По системе Trade-in на их долю приходится лишь около шести процентов данного рынка. В то время как есть желание занять около 20–30%. Отсюда и предложение стать обязательным посредником между покупателем автомобиля и его бывшим владельцем-частным лицом. Это якобы «наведет порядок» на рынке подержанных автомобилей.
По мнению экспертов РОАД, «бесконтрольность» оставшихся 94% вторички грозит злоупотреблением со стороны продавцов-частников, а также реализацией некачественных, и даже опасных для здоровья и жизни нового владельца автомобилей. Именно поэтому каждый бывший в употреблении автомобиль должен проходить перед реализацией предпродажную подготовку. Да не где-нибудь, а непременно в одном из специализированных дилерских центров. Кроме того, в случае принятия таких поправок, отмечают в РОАД, будет обеспечен дополнительный приток налоговых денег в бюджет. Отметим также, что оборот вторичного рынка в России ассоциация оценивает три триллиона рублей в год.
Инициатива прозвучала на Третьей конвенции российских автодилеров. Вскоре она будет оформлена и подготовлена для передачи на рассмотрение Минпромторгу. А пока предложение вызывает в определенных кругах лишь негодование и дополнительные вопросы. Скажем, как в случае принятия поправок поступать частным лицам, честно продающим «битый-крашеный» автомобиль? И почему личное имущество человек не может реализовать самостоятельно, не обращаясь к третьим лицам за свой же счет?
«Очередная попытка построить монополию, чтобы выманивать деньги с обычных граждан. Это абсолютно противоречит гражданскому кодексу, – высказал своем мнение на новость один из читателей сайта Autochel.ru под ником Дамир. – Это мое имущество, я могу его продать любому физическому или юридическому лицу в РФ. Почему мое право на распоряжение имуществом ограничивается для того, чтобы какие-то дилеры получали сверхприбыль и выкручивали мне руки при определении цены моего автомобиля?».
А между тем даже люди, чья сфера профессиональной деятельности плотно и напрямую связана с автобизнесом, относятся к предложению со скептицизмом и даже некоторым негодованием. «Инициатива не пройдет», – уверено заявляют многие, ссылаясь на антимонопольный комитет, который просто не позволит подобной идее воплотиться в жизнь.
Согласен с этим мнением и председатель Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй.
«Думаю, что за подобные инициативы не мешало бы и по рукам стучать, чтобы они в наши карманы не лезли. Они, по сути, в обязательном порядке пытаются навязать нам услуги, которые нам не нужны, просто для того, чтобы денежка перепала им, – объяснил свою позицию Алексей Бруй. – Дело в том, про при покупке автомобиля вопросов у автомобилиста всегда возникает очень много. В первую очередь это юридическая чистота – не является ли продаваемый автомобиль залоговым или «непродажным». Во вторую – техническое состояние. Услугу по предпродажной подготовке дилеры нам навязывают, а какую ответственность при этом они сами готовы нести – умалчивается. Поэтому я считаю, что подобное предложение – это просто попытка на нас заработать».