Беспрецедентный случай произошел на прошлой неделе в Челябинской области. Южноуральские радиолюбители настроились на служебную волну правоохранительных органов и в течение нескольких суток прослушивали передаваемую там информацию. Утром в понедельник эфир ненадолго замолк, однако уже к обеду трансляция возобновилась.
Цель своего проекта авторы обозначают весьма расплывчато – для «общественного контроля». Радиоперехват в режиме реального времени транслирует разговоры сотрудников дорожно-постовой службы: здесь можно услышать, как тот или иной сотрудник запрашивает информацию о нарушениях остановленного ими автомобилиста. Кроме того, любой желающий может «перехватить» информацию об угнанных автомобилях и введении плана «Перехват». Мнения самих водителей относительно такого проекта разделились: одни считают прослушивание служебной радиоволны неприемлемым, по мнению других – это может быть полезным.
«Во-первых, так мы можем быть уверены, что сотрудники ДПС действительно трудятся, – говорит челябинский таксист Артем Смирнов. – Во-вторых, отслеживать их передвижения по городу. А если в эфир объявляют в розыск какой-то автомобиль, другие автомобилисты даже помочь в его поиске могут».
Информация, передаваемая по «полицейской частоте», как правило, выглядит следующим образом: фамилия, имя и отчество остановленного автомобилиста, дата его рождения, наличие или отсутствие прав, список имеющихся нарушений и количество неоплаченных штрафов. Также здесь передается информация о совершенных ДТП, кражах, угонах и возможных конфликтах на дороге. В этом случае озвучивается адрес произошедшего, обстоятельства и приметы транспортных средств (марка, модель, цвет, госномер и прочее).
«Я считаю, что прослушивание полицейской радиоволны необходимо прекратить. Как только услышала про это, сразу же решила лично убедиться, работает ли трансляция. К моему неудовольствию – работает, – поделилась своим мнением автомобилистка с четырехлетним стажем Мария Ивлева. – Там передают имена, фамилии, даты рождения, номера автомобилей, штрафы и другие личные данные остановленных автомобилистов. Это, по-моему, информация не для общего пользования. А если радиоволну слушают те же угонщики? Разве передаваемая там информация не упростит им задачу скрыться от полиции?»
К слову, примерно такого же мнения придерживается автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев. По его словам, если радиоканал дорожно-постовой службы является официально закрытым, то в случае поимки перехватчиков, им вполне может грозить ответственность (вряд ли уголовная, но административная – точно).
«Если у сотрудников ДПС закрытая связь, то ее прослушивание и трансляция – неправомерны. Есть соответствующий федеральный закон и ответственность за данные деяния. Я предполагаю, что канал ДПС все-таки является закрытым. А значит, соответствующие службы при выявлении могут привлечь к ответственности лицо, запустившее трансляцию. Скорее всего речь пойдет об административной ответственности, – пояснил автоюрист. – Сотрудники полиции по долгу службы выезжают на места преступлений, которые могут озвучиваться в том числе и по данному радиоканалу. А Уголовным кодексом запрещено распространение подобного рода информации. Кроме того, в нашей стране под защитой находятся персональные данные граждан, которые опять же, по специфике работы, озвучиваются ДПС-никами по рации. Всю эту информацию запрещено распространять открыто. Именно поэтому существуют специальные каналы связи, используемые только сотрудниками правоохранительных органов. Выводить их в общий доступ – неправильно».
В областной Госавтоинспекции сообщили, что канал связи ДПС действительно является закрытым и не предназначен для прослушивания лицами, не являющимися сотрудниками правоохранительных органов. Именно поэтому информация о данном инциденте была передана в компетентные органы для дальнейшего разбирательства.
А между тем это далеко не первый случай и способ установки слежки за сотрудниками дорожно-постовой службой. По неподтвержденным данным, создатели радиотрансляции также ведут группу в социальной сети «ВКонтакте», где регулярно обновляется информация о местоположении полицейских в городе. Причем точки отмечаются как администраторами сообщества, так и рядовыми участниками. К слову, здесь же призывают подписать петицию о снижении норм по светопропусканию стекол в автомобилях. Только, судя по всему, агитация проходит не слишком успешно – спустя почти неделю за тонировку набралось лишь 1472 голоса, против – 796.
Как вы относитесь к публичной трансляции радиоволны дорожно-постовой службы?
Фото: Фото Free Wind 2014 с сайта Shutterstock.com