Вспышки дальним светом встречных автомобилей даже дети-пассажиры интерпретируют однозначно — где-то впереди стоит патруль ДПС. А водители большегрузных автомобилей зачастую помогают обогнать себя, указывая правым или левым поворотником безопасность маневра. Эти и множество других примеров проявления водительской солидарности существуют много лет и передаются из поколения в поколение, но сегодня мы решили вникнуть в вопрос и выяснить — насколько вежливы и солидарны водители на самом деле.
Мигнул дальним — спас товарища?
Поводом для размышлений о целесообразности этой традиции стал размещенный в Сети опус, посвященный как раз этому вопросу. В своем очерке неизвестный автор делится опытом общения с инспектором, который направил его на путь истинный. Суть разговора заключается в том, что инспектор недоумевает, почему же водители, которые едут без нарушений ПДД, с надлежащими документами и в трезвом состоянии, то есть уважают и соблюдают закон, помогают тем, кто правила соблюдать не желает? Ведь все мы заочно осуждаем тех, кто садится за руль пьяным или гоняет по городу в режиме «лишения прав — 100%». Но, как только мы сами становимся водителями, все остальные сразу считаются товарищами и коллегами, и в каком бы состоянии они ни находились, им обязательно надо помочь избежать ответственности.
«Встречный автомобиль может быть в угоне, его водитель может быть в состоянии опьянения или вообще без права управления, — поделился своим мнением инспектор ДПС в отставке Александр Лазарев. — Но такие граждане как садились смело за руль, так и продолжают это делать. Просто они уверены, что о патруле их предупредит десяток встречных водителей. А вот как только этот водитель объедет все места несения службы нарядами ДПС и попадет в ДТП, то тот же водитель, который его предупредил час назад, уже рискует стать жертвой пьяной аварии. А потом еще и станет жаловаться в Интернете, что полиция не следит за ситуацией и позволяет пьяным передвигаться по городу».
По словам Александра, он уже десятки раз становился свидетелем ситуации, когда предупрежденный дальним светом водитель разворачивался или просто останавливался на обочине, ожидая, пока наряд снимется с точки. Особо подумать над такой традицией стоит тем, у кого уже был печальный опыт потери автомобиля в связи с угоном. Наверняка преступник во время перегона также получал предупреждения от встречных водителей. «Уважаемая полиция у нас занимается тем, что зарабатывает деньги, а не профилактикой нарушений, — прокомментировал владелец небольшого коммерческого автопарка Иван Шеховцев. — Понятно, что деньги водителей теперь попадают в бюджет, а не в карман инспектора, но водителю от этого не становится легче. Полиция выбирает такие места для несения службы, что часто их просто не видно, и по «случайному» стечению обстоятельств именно в этих местах стоят нелепые знаки с ограничением скорости или запретом обгона. И тут встречные водители реально помогают. Вовремя притормозив или накинув ремень, я сэкономлю лишние полчаса и тысячу рублей».
Довольно спорный вопрос, но реально заставляет задуматься — стоит ли и дальше предупреждать всех о ближайшей засаде? Ведь если ПДД не нарушать, то и полиции можно не бояться, а помогать пьяным избежать наказания как-то не хочется.
Донос на алководителя
Полиция все чаще просит граждан не оставаться равнодушными к проблеме пьянства за рулем. В очередном обращении от автоинспекции сообщается, что только с начала года в Челябинске зарегистрировано 64 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими, в которых виновниками были нетрезвые водители. За шесть месяцев текущего года сотрудниками ГИБДД Челябинска были выявлены и отстранены от управления более 2700 хмельных автомобилистов. А в ходе профилактического мероприятия «Нетрезвый водитель», которое было проведено в Челябинске в минувшую пятницу, 10 июля, инспекторами ГИБДД города было проверено более 700 транспортных средств, выявлено 50 нарушений ПДД РФ. От управления были отстранены 11 водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения.
Давайте проанализируем, что значат эти цифры:
значительная часть алководов не попалась инспекторам только потому, что их предупредили другие водители или они были прекрасно осведомлены о традиционных местах несения службы нарядами ДПС;
наибольшее число задержаний происходит в выходные дни в ходе специальных мероприятий, которые происходят по четкому графику и всегда в определенных местах, тогда как в будние дни число экипажей в городе минимально и шанс проскочить значительно выше;
граждане просто не сообщают о том, что заметили пьяного за рулем;
владельцы дорогих автомобилей с «правильными» номерами до сих пор пользуются иммунитетом в некоторых территориях региона, что позволяет им быть выше законов.
Это может значить, что в действительности количество пьяных водителей выше на порядок, и никакие ужесточения и уголовные статьи не действуют в полной мере.
Сообщать или не сообщать в полицию о замеченных нарушениях — дело каждого, все зависит от гражданской позиции. ГИБДД в свою очередь постоянно отчитывается о совершенствовании системы обратной связи и призывает звонить по телефонам: 251–03–21, 256–16–84 (дежурная часть), 268–85–94 (телефон доверия). Или по единому номеру 02 каждого, кто готов избавить дороги города от очередного потенциального водителя-убийцы.
Солидарность офлайн
По всему выходит, что водительское сообщество готово помогать друг другу, но только пока не потребуются реальные действия. Мигнуть дальним? Пожалуйста! Повозмущаться на форумах по поводу очередного пьяного ДТП? Сотни страниц обсуждений.
«Занимаясь более десяти лет преподаванием автодела, я постоянно нахожу для себя работу на дорогах города, — рассказал инструктор контраварийного вождения Дмитрий Н. — Очень часто вижу, как новичок не может тронуться в гору или выехать со стоянки — с удовольствием останавливаюсь и помогаю. А однажды проехал три лишних квартала, пытаясь остановить автобус, у которого запасное колесо было очень плохо закреплено и могло отпасть в любую минуту. Ну и так, по мелочи. То дверь забывают захлопнуть до конца, а на заднем сидении везут детей, то не замечают, что колесо спущено».
По словам Дмитрия, дальним светом он никому не мигает, особенно в городе. Самое большое сожаление у него вызывает тот факт, что очень мало водителей готовы остановиться у голосующего на обочине сломавшегося коллеги. Еще меньше тех, кто готов предложить свою помощь, даже если ее не просят. Хорошо хоть на ДТП реагируют многие — уже через несколько секунд после серьезной аварии многие водители останавливаются и пытаются оказать посильную помощь.
Так является ли водительской солидарностью лишь предупреждения о засаде ДПС и мигание аварийкой, если вас пропустили? Скорее всего, нет, это можно назвать этикетом, но не взаимовыручкой. К сожалению, настоящей солидарности и взаимовыручке невозможно научить в автошколе, а можно лишь воспитать.