Неадекват за рулем, «автопсих», агрессивный водитель, любитель пошашковать – все это собирательный образ человека, отличающегося опасным стилем вождения. Встретить такого в потоке неприятно, крайне нежелательно и даже опасно. Посему их нужно каким-то образом приструнить, наказать и проучить. Причем в этом мнении сходятся все: сами водители, пешеходы и законотворцы. Последние регулярно выступают с предложением ввести административную ответственность за опасное вождение.
Еще в 2013 году депутаты от партии ЛДПР предложили наказывать автоагрессоров штрафом в размере от 2500 до 5000 рублей. Законопроект отклонили по причине отсутствия самого понятия «агрессивная езда». Что это вообще значит и кто будет оценивать степень опасности совершаемых водителем маневров? Указал на отсутствие термина в правовом поле тогда и первый замглавы комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
«По экспертным оценкам агрессивностью отличаются примерно 7% водителей от общего числа. Они принципиально не соблюдают правила дорожного движения, ведут себя по-хамски. Само собой, их необходимо наказывать, – отметил депутат. – Однако прежде важно сформулировать и внести в ПДД понятие «агрессивная езда» и критерии ее оценки. Если оценка будет на глаз инспектора, который не выспался или поругался с женой, то наказанию подвергнется каждый второй автомобилист. Ответственности за то, чего не существует в правовом поле, быть не может».
Но скоро ситуация изменится. Термин «опасное вождение» будет закреплен в Правилах дорожного движения к концу текущего 2015 года. Сделано это будет в рамках уточнения плана по обеспечению безопасности на российских дорогах. Сообщил об этом первый вице-премьер Игорь Шувалов во время совещания у президента Владимира Путина. Несмотря на то, что юристы до сих пор расходятся во мнениях, что именно считать опасным вождением, кабинет министров не сомневается в необходимости введения данного понятия в ПДД. Соответственно, и санкции за подобное поведения вскоре появятся.
Наработки по формулированию термина уже озвучивались ранее членами партии ЛДПР. Согласно их концепции, агрессивность вождения выражается в опасном маневрировании, частом и внезапном перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемом после резкого ускорения, и создании прочих намеренных помех для других участников движения.
Яркие примеры агрессивного поведения на дороге – на телеканале 74.ru
При этом законотворцы настаивают, чтобы данное нарушение фиксировалось исключительно техникой – камерами видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений, а также видеорегистраторами. Это исключит возможность субъективизма со стороны полицейских – последние будут только составлять протоколы. Окончательное решение, виновен ли водитель в «агрессивности», будет приниматься в судебном порядке.
Последнее предложение, к слову, вызывает некоторый скепсис: не слишком ли большой пласт работы предлагают судьям – ведь для вынесения необходимого решения необходимо будет тщательно ознакомиться с видеозаписью предполагаемого нарушения, а также выслушать стороны.
По мнению председателя Челябинского областного отделения ВОА Николая Живца, введение понятия «опасное вождение» и административного наказания за данное правонарушение в российских реалиях вряд ли будет работать.
«Я отрицательно отношусь к агрессивному стилю вождения и умышленному созданию аварийных ситуаций. Однако думаю, что оказывать какое-либо положительное влияние на статистику аварийности это нововведение не будет, – поясняет свою позицию Николай Живец. – Во-первых, все, что можно включить в понятие «опасное вождение», уже так или иначе закреплено в КоАПе – превышение скорости, маневры в неположенных местах и прочее. Во-вторых, возникнут определенные сложности с подготовкой доказательной базы, ведь само понятие агрессии неконкретное. Как будут трактовать его инспектор ГИБДД и в конечном итоге суд, непонятно. С другой стороны, в нескольких европейских странах и США такое понятие и конкретное наказание существует. И норма работает. В России, на мой взгляд, получится так же, как с разговорами по телефону за рулем – статья есть, но она практически не работает».
Ответственность за агрессивную езду: зарубежный опыт
В США ответственность за агрессивную езду предусмотрена более чем в десяти штатах и равняется штрафу в размере от 500 до 2000 долларов с лишением прав на срок от одного до шести месяцев. За неоднократное лихачество в Юте и Делавэре можно и до полугода провести за решеткой.
В Латвии создание угрозы для других участников движения влечет лишение прав сроком до шести месяцев. Если правонарушение совершено умышленно (из хулиганских побуждений), то ходить пешком водителю придется до двух лет.
В Германии водитель, предпочитающий агрессивный стиль вождения, лишается прав на три месяца и выплачивает штраф в размере 250 евро.
В Великобритании разделают понятия «опасное вождение» и «хамское вождение». К первому относится непреднамеренное создание угрозы ДТП, а ко второму – умышленное, например, мигание и ослепление других водителей фарами, резкие торможения и ускорения и прочее. Наказание за такой беспредел на дороге – от солидного штрафа до лишения свободы сроком до двух лет (решение выносится судом с учетом тяжести правонарушения). Кроме того, автоагрессор в Великобритании лишается прав, а если он захочет вернуться за руль – придется вновь сдавать экзамен.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео пользователей MARLONis74, RacerMobile, Светланы Стефанив, Сергея Евгеньевича, Алексея В, Рамиля Хакимова, Истории на дороге, Nikita Ilykhin, YoGunKKK, DimaGrabber