В России увеличился спрос на компактные автомобили. Цифры достигли рекордных показателей в 42%, что на 10% выше предыдущих двух лет.
Данные об увеличении продаж малолитражек опубликовали в аналитическом агентстве «Автостат». Вот только не все цифры в отчете положительные. В непростые финансовые времена снизились продажи внедорожников и кроссоверов на шесть процентов, а продажи автомобилей гольф-класса упали на пять процентов. Примечательно, что россиян не останавливает даже то, что стоимость машин увеличилась в среднем на сумму более 100 тыс. рублей. Однако почему выросли продажи именно компактных авто? Многие эксперты связывают это с тем, что у людей распространено мнение о низком расходе топлива у малолитражек. А если взглянуть на динамику роста цен на топливо, то трудно не согласиться с таким мнением.
Колебания курса рубля способствовало тому, что народ стал покупать машины по карману. Этим можно объяснить снижение спроса на дорогие внедорожники и любимые россиянами паркетники. В своем сегменте они просели с 39% прошлого года до 33% в текущем. Нам удалось пообщаться с работником одного из крупных челябинских автосалонов, который подтвердил снижение продаж в этом классе.
«Раньше, покупая дорогие автомобили, люди часто пользовались автокредитами, – рассказал менеджер по продажам, пожелавший остаться неизвестным. – Сейчас банки тщательней относятся к проверке заемщиков и часто отказывают в предоставлении средств на покупку. В итоге люди уходят из салона без новой машины. Не будем забывать и декабрь прошлого года, когда народ скупил почти все автомобили, что были в наличии у дилеров. Для многих это были незапланированные покупки, поэтому сейчас мы видим снижение спроса. Не стоит думать, что кризис не затронул обеспеченных людей. Они ровно так же перестали покупать дорогие машины или же пытаются получить максимальную скидку на них. Многие мои коллеги уже задумались о смене профессии. Зарабатывать на продаже автомобилей становится очень сложно».
На этом фоне не удивляет снижение объемов производства отечественных автопредприятий. По данным Росстата, только легковых машин выпустили меньше на 26,1%.
Видя это, отечественные парламентарии предложили возвращать 13% от суммы купленного российского автомобиля. Авторами поправок в Налоговый кодекс РФ стали депутаты Андрей Свинцов и Ярослав Нилов, представляющие в Государственной думе партию ЛДПР. Либерал-демократы уверены, что это позволит поднять интерес граждан к российскому автопрому и снизит финансовую нагрузку при покупке новой машины. У поправок есть ограничения. Получить вычет можно будет только один раз и его размер не должен превышать 65 тыс. рублей.
«Очередная попытка депутатов создать то, что людям не нужно, – возмущается автолюбитель с 12-летним стажем Илья Агафонов. – Неужели у нас деньги из государственного бюджета потратить некуда? Если продукты отечественных производителей будут действительно хороши, то покупать их будут и без дополнительной поддержки. Да и сумма в 65 тыс. рублей не настолько велика, что стоило бы выбрать российскую машину. Тем более что ее обслуживание и ремонт обойдется гораздо дороже».
Спасать российский авторынок нужно будет и предстоящей осенью. Эксперты не скрывают, что за снижением курса рубля последует повышение стоимости машин. Как справятся с этим дилеры и производители, остается только догадываться. Хотя надежды на то, что россияне начнут жить по средствам, а не за счет кредита, уже близки к реальности.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, инфографика Эдуарда Фадюшина