Совсем скоро будет решена судьба водителей-агрессоров. Опасная езда стала одной из самых обсуждаемых дорожных проблем в нашей стране. Что тому причиной – низкая культура вождения, высокий градус напряжения автомобилистов или что-то еще – большой вопрос. Но очевидно, что проблему надо решать, а агрессивных водителей – наказывать. Как? Есть несколько вариантов.
Ввести в правовое поле понятие «агрессивное вождение» еще летом поручил премьер Дмитрий Медведев. А уже в начале октября состоится заседание комиссии по безопасности дорожного движения. Именно там обсуждению проблемы уделят пристальное решение и, возможно, вынесут уже конкретное решение. А предложений на данный момент поступило три. Начнем, пожалуй, с варианта ГИБДД.
Госавтоинспекция предлагает дополнить КоАП статьей 12.28 прим.(не путать с 12.28 КоАП), вводящей понятия «создание опасности для движения при управлении транспортным средством» и «преднамеренное создание опасности для движения». И то, и другое карать штрафами – 500 рублей и 5000 рублей соответственно. Создание опасности по ГИБДД включает в себя: частые перестроения в плотном потоке, резкое торможение, несоблюдение дистанции и бокового интервала, пренебрежительное отношение к использованию световых приборов и звуковых сигналов. По всей видимости, основным показателем опасности и агрессивности езды будет частота совершения данных нарушений. А вот как определить преднамеренность этих действий – большой вопрос. Если только сам водитель гордо не заявит – «Да, я делаю это специально».
Удивительно, но гораздо более суровый подход к решению проблемы выдал Департамент транспорта Москвы. Их концепция включает внесение в Кодекс административных правонарушений новой статьи 12.15 прим. «Умышленное создание водителями опасности для движения, выразившееся в неоднократном нарушении требований ПДД». А агрессия Дептранса заключается в предлагаемом наказании – лишать прав на срок от полутора до двух лет. Водитель, отказавшийся подать сигнал о начале движения, перестроении или остановке может в итоге переквалифицироваться в пешехода.
Свою лепту в решение проблемы внес и экспертный центр Probok.net. В качестве опасного вождения они называют частые и внезапные маневры, «шашкование», намеренное резкое торможение. Правда, подобно ГИБДД и Дептрансу, экспертный центр конкретного наказания для агрессивных водителей не предлагает.
«Я полностью поддерживаю эту инициативу, потому что она позволит на ранней стадии выделить из автомобилистов потенциально опасных водителей. Показатели агрессивного вождения нам все известны: активное «вышивание» по рядам с частыми ненужными перестроениями, значительные превышения скорости, проскакивания на мигающий сигнал светофора и так далее, – выразил свое мнение автогонщик и руководитель школы водительского мастерства Ярослав Федоров. – Если говорить о системе наказаний, то я продолжаю придерживаться мысли, что в России понимают только наказание рублем. Поэтому логично будет вводить штрафы, причем с каждым последующим нарушением они должны увеличиваться вплоть до изъятия водительского удостоверения. Основная проблема при этом – размытость понятий и необъективность принятия решений – кто и как будет определять «опасных водителей»? К сожалению, проблему менталитета российских автомобилистов ничто не исправит – проблема отсутствия взаимного уважения на дороге – в голове».
Несложно заметить, что Дептранс, ГИБДД и Probok.net в качестве опасной езды подразумевают именно частые нарушения и внезапные маневры. Очевидно, что в таком случае поймать в фокус, зафиксировать и распознать «опасного» водителя автоматические системы и дорожные камеры не смогут. А значит, в перспективе от человеческого фактора в процессе установления вины автомобилиста никуда не деться. Проще говоря, уполномоченное лицо (вероятнее всего, это будет инспектор ГИБДД) должно будет отсмотреть видеозапись с маневрами того или иного автомобиля и сделать вывод – насколько агрессивно вел себя рулевой, создавал ли он при этом опасные моменты и, если да, намеренно ли. Конечное решение, виновен или нет, – за судьей.
Говоря откровенно, автомобилисты-хамы, ставящие свои интересы и цели выше безопасности окружающих, достали. Агрессивное и опасное вождение это действительно проблема, бороться с которой надо. Но как? В течение нескольких последних лет предложения, подобные сегодняшнему, всплывали не раз. Только вот в их действенность не верится – появится термин, появится статья и наказание. Но насколько это будет применимо на российских дорогах – большой вопрос.
Как, на ваш взгляд, нужно бороться с агрессивным и опасным поведением водителей на дорогах?
«Все то, что перечисляется в качестве признаков опасного движения, – это уже нарушения, за которые предусмотрены штрафы, – говорит челябинский автомобилист Иван Коротин. – Я бы поступил следующим образом: если в течение небольшого промежутка времени (или пути) за одним водителем наблюдается целая последовательность таких нарушений, наказывать по всем пунктам. Например, превысил скорость, тут же перестроился без поворотников пару раз и резко дал по тормозам или наоборот промчался на желтый – явный агрессор. Пусть платит за каждое нарушение отдельно, да еще и за "комплект” – опасное вождение».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com