В Челябинске подорожал бензин. За прошлую неделю стоимость АИ-92 и АИ-95 на ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» выросла на 30 копеек. Значительнее, а именно на 50 копеек, подорожал АИ-80 от ООО «Регион». Именно такие данные представил в еженедельном мониторинге цен УФАС по Челябинской области. С чем связан скачок и чего ждать дальше – читайте в материале Autochel.ru.
Итак, согласно данным УФАС, на 23 сентября АИ-80 стоил 31,5 рубля. Компании «Башнефть» и «Регион» продают АИ-92 за 32,4 рубля, «Газпромнефть» – за 32,6 рубля, а «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» – за 33,3 рубля. Цены на бензин АИ-95 распределились следующим образом: «ЛУКОЙЛ» продает его по цене в 36,15 рублей за литр, на заправках «Региона» и «Башнефти» это же топливо стоит 34,8 рубля, у «Газпромнефть» – 35 рублей.
Между тем, рост цен на автомобильное топливо с начала 2015 года экспертов совсем не пугает. 4,5% – это, на сегодняшний день, потолок. Цены на другие товары выросли значительно сильнее, тогда как бензин буквально «ползет» выше – медленно и осторожно. Повышения стоимости топлива регулярно отмечались еще с лета. Один из последних скачков был зафиксирован в конце августа. Как тогда пояснил директор компании «Экодизель» Алексей Савенков программе «Акценты недели», таким образом компании, занимающиеся реализацией бензина в розницу, стараются компенсировать свои потери.
С начала 2015 года стоимость бензина на автозаправках страны выросла в на 4-4,5%. По данным ЦДУ ТЭК, за восемь месяцев в среднем по России цены на Аи-92 выросли на 1,58 руб/л, на Аи-95 – на 1,56 руб/л.
«Оптовая цена бензина в начале года выросла очень сильно. Уже долгое время розница торгует по оптовой цене – если не себе в убыток, то в ноль. Доходности у них по сути нет. И сейчас рост цен на заправках первую очередь объясняется попыткой компенсировать потери, – рассказал тогда Алексей Савенков. – Вот так постепенно, по неделям, по копейкам, но цена растет. Здесь надо понимать, что бизнес этот, если смотреть помесячно, доходным порой не назовешь. Но если брать больший временной отрезок – год, пять лет, ситуация меняется. Заправки могут торговать в ноль, а затем (и такие случаи были) упадет цена на опт, а розница останется без изменения. За счет этих перепадов и скачков общая картина и сглаживается».
А вот и еще один фактор, влияющий на конечную стоимость бензина: на днях стало известно, что Минфин предлагает повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как отметил глава Минэнерго Александр Новак, в этом случае цена топлива может увеличиться как минимум на один рубль.
Свое предложение Минфин аргументирует большими потерями российского бюджета из-за падения мировых цен на нефть – за шесть месяцев 2015 года он недополучил 2,1 трлн рублей. Частично эта недостача была компенсирована девальвацией рубля, отмечает «Российская газета», однако этого оказалось недостаточно. Поэтому Минфин и предложил изменить формулу расчета налога НДПИ: если инициатива пройдет, то вместо текущего курса доллара при расчете будет браться средний с учетом инфляции.
Александр Новак завил, что это повысит налоговую нагрузку на нефтяную отрасль и отразится не только на стоимости бензина. Согласился с позицией Минэнерго и глава Сбербанка Герман Греф.
«Мы еще не анализировали все мультипликативные эффекты, какие отрасли пострадают. Ни одна отрасль не останется незатронутой», – отметил он на страницах «Российской газеты».
Негативные эмоции у рядовых автомобилистов вызывает тот факт, что цена на бензин продолжает расти, вне зависимости от того, как меняется стоимость нефти – уменьшается или увеличивается.
«Напрямую стоимость бензина зависит от конъюнктуры внутреннего рынка. Как меняется оптовый рынок, так изменяется цена и на рознице. От стоимости барреля нефти цена бензина практически не зависит. По крайне мере такого значения, как думает массовый потребитель, она не оказывает. Зато доллар оказывает, еще как. А еще в конечную стоимость литра бензина заложены: стоимость производства и нефтедобычи, транспортировка, налоги, акцизы и многое другое», – пояснил представителей одной из автозаправочных сетей Челябинской области.
Между тем еще в начале сентября сообщалось о предпосылках для снижения розничных цен на топливо. Об этом на пресс-конференции заявил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Это связано, в первую очередь, с накоплением нефтяными компаниями больших запасов бензина на НПЗ и нефтебазах, а именно – свыше двух миллионов тонн. Сообщалось, что в период осенних ремонтов на НПЗ они сократятся на 500 тысяч тонн. Остаток в 1,5 миллиона тонн является, по мнению Махонина, избыточным объемом в осенний период.
«Это является достаточно опасным с точки зрения пикирования цены вниз, и я не исключаю, что такую ситуацию мы увидим в октябре. Это означает, что у нас будут предпосылки для снижения розничной цены на топливо с конца октября до конца года», – отметил Дмитрий Махонин.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com