Час пик, движение затруднено, а тут еще мелкое ДТП – предположим, один торопыга-водитель «догнал» другого прямо в задний бампер. В результате движение остановилось – участники ДТП растележились на половину проезжей части и чего-то ждут. Ситуация для мегаполисов типичная, привычная и раздражающая. А между тем затора можно было бы избежать, воспользовавшись новым упрощенным порядком оформления ДТП или даже Европротоколом. Как это сделать и почему челябинские водители боятся фиксировать аварию без сотрудников ГИБДД – в материале Autochel.ru
29 сентября состоялась пресс-конференция, посвященная новому порядку оформления ДТП. Напомним, в действие он вступил еще 1 июля 2015 года, однако до сих пор широкого распространения не получил. Почему – рассказали приглашенные эксперты: начальник ГИБДД Челябинска Михаил Савенко, заместитель начальника ГИБДД Алексей Горшков, челябинский правозащитник Юрий Панченко, генеральный директор ООО «ГлавСтрахКонтроль» Анна Апушкинская, а также директор по урегулированию убытков «Южурал-АСКО» Алексей Любавин.
Что за новый порядок и когда его можно и нужно применить?
«Новый упрощенный порядок оформления ДТП призван максимально обеспечить проездную способность в нашем городе, ликвидировать заторы, возникающие на месте ДТП, ускорить освобождение проезжей части от автомобилей-препятствий, – пояснил начальник ГИБДД Челябинска Михаил Савенко. – Процедура эта очень проста и применима в случаях, когда участники ДТП не имеют разногласий в определении виновника. Они здесь же, на месте, фотографируют свои транспортные средства с четырех сторон, составляют схему ДТП, где один из участников указывает свое согласие с виной, а затем со всем этим отправляются в ближайший пункт оформления ДТП».
Разумеется, речь здесь идет о мелких авариях без пострадавших и с незначительными повреждениями транспортных средств. В случае, если авто от удара опрокинулось на крышу, самостоятельно убрать его с дороги и освободить проезд не представляется возможным. Во всех других случаях угодившая в ДТП машина является препятствием, которое необходимо устранить.
«У водителя, попавшего в ДТП, есть несколько первоочередных обязанностей: остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить на проезжую часть знак аварийной остановки, – рассказывает автоюрист и преподаватель автошколы Юрий Панченко. – Это позволит избежать возникновения еще одной аварии – когда в уже столкнувшиеся машины врезается еще одна, а то и несколько – как это часто бывает на крупных дорогах и скоростных магистралях. После этих трех основных шагов водители должны сфотографировать свои транспортные средства с четырех сторон и зафиксировать их положение на проезжей части, составив схему ДТП. После этого автомобили убираются с дороги (если это возможно, если повреждения от удара это позволяют). Любой аварийный автомобиль является помехой для движения, и у его водителя появляется обязанность эту помеху устранить».
Если же по вине возникают разногласия, тогда к вышеупомянутому фотографированию и самостоятельному составлению схемы ДТП добавляется еще один пункт – звонок в дежурную часть ГИБДД города Челябинска по номерам: 256-30-02, 728-60-13.
«В этом случае водители должны будут действовать согласно указаниям дежурного, – пояснил Михаил Савенко. – Он может либо направить к месту происшествия ближайший экипаж, который проведет какие-то дополнительные действия и замеры, либо пригласит автомобилистов в пункт оформления ДТП – с фото, схемой аварии и контактными данными очевидцев аварии».
При этом начальник Челябинской Госавтоинспекции подчеркнул, что номера телефонов и прочие контактные данные свидетелей аварии получить необходимо, поскольку впоследствии их показания могут оказать серьезное влияние на итог произошедшего.
«К сожалению, водители впоследствии нередко меняют свои показания относительно случившейся аварии на полностью противоположные, – говорит Михаил Савенко. – В итоге истина потом устанавливается в том числе и с учетом показаний свидетелей».
Заместитель начальника ГИБДД Челябинска Алексей Горшков отметил также, что ежедневно в Челябинске происходит в среднем 100–120 ДТП. Половина из них оформляется без вмешательства сотрудников Госавтоинспекции – по указаниям дежурного или же по Европротоколу. Нередко, если речь идет о мелких авариях в дворовых проездах или на парковках, водители вообще предпочитают по-старинке договориться на месте.
«Это, на самом деле, очень удобно. Личный состав ГИБДД меньше отвлекается на работу по разбору ДТП, и может заниматься своей основной и приоритетной работой – обеспечением безопасности дорожного движения и беспрепятственного проезда, – говорит Алексей Горшков.
Почему челябинские водители все же предпочитают дожидаться ГИБДД?
Несмотря на то, что новый порядок призвал упростить процедуру оформления ДТП и ускорить освобождение проезда, многие водители предпочитают не связываться с этим и до победного конца ждут сотрудников ГИБДД. Эксперты находят этому несколько причин и объяснений. Так, по мнению Юрия Панченко, официальные документы, извещающие автомобилистов о введении упрощенного порядка оформления ДТП, попросту непонятны для рядового автомобилиста:
«Когда я впервые увидел их, то пришел в ужас. Все написано правильно, но языком официальным, сложным для понимания. Поэтому моей первой задачей, как преподавателя автошколы, стал перевод всего этого на, скажем так, более понятный язык, – отметил автоюрист. – И все равно информация эта пока слишком тяжела для усвоения, запоминания и тем более для применения на практике. Думаю, со временем водители привыкнут. А пока можно пользоваться подсказками на сайте ГИБДД. Также можно позвонить на горячую линию "Гильдии Автошкол"».
Что касается оформления ДТП по Европротоколу, то здесь водитель, по мнению генерального директора ООО «ГлавСтрахКонтроль» Анны Апушкинской, опасаются не вписаться в лимит по повреждениям:
«Скользкий момент, это наличие денежного лимита в 50 000 рублей на устранение повреждений. Водители реально не могут оценить нанесенный автомобилю урон на месте, ведь даже при незначительном на первый взгляд повреждении во время ремонта могут выявиться скрытые дефекты, устранение которых лимит в 50 тысяч не покроет – разницу придется компенсировать из своего кармана. – говорит Анна Апушкинская. – Еще один момент: водители очень плохо знают закон об ОСАГО. Согласно ему, виновник ДТП в течении пяти дней должен известить страховую компанию о совершении аварии, отправив туда свой бланк извещения. Это то самое извещение, которое заполняется на месте – одна копия остается у потерпевшего, второй – у виновника. Кроме того, в течение 15 дней после ДТП виновник не имеет права ремонтировать или утилизировать свою машину. Этот запрет накладывается, чтобы исключить мошенничество, чтобы страховая компания смогла осмотреть авто виновника и установить причинно следственную связь между аварией и возникновением повреждений на машине потерпевшего».
Если два этих действия произведены не будут, подчеркивает Анна Апушкинская, страховая компания впоследствии может выставить водителю-виновнику ДТП регрессные требования – ту сумму, которую она выплатила пострадавшему.
Как добавил к вышесказанному директор по урегулированию убытков «Южурал-АСКО» Алексей Любавин, сегодня, с увеличением лимита выплат по Европротоколу, число обращающихся к нему водителей растет.
«Если обратиться к истории вопроса, замечу, что в Европе уже давно с помощью дорожной полиции оформляются исключительно ДТП с пострадавшими, – говорит эксперт. – В России Европротокол появился в 2009 году с лимитом в 25 000 рублей. Тогда к нему прибегали лишь в 7% от общего количества ДТП по стране. С прошлого года в закон об ОСАГО были внесены изменения, лимит был увеличен в два раза. И сегодня доля оформления аварий по Европротоколу продолжает расти – сейчас это уже примерно 15%».
Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru, инфографика Эдуарда Фадюшина