Идея штрафа за опасное вождение муссируется уже несколько лет, но основным препятствием была туманность самого термина «опасное вождение». В правилах его попросту нет, хотя чисто интуитивно мы отличаем спонтанных нарушителей от систематических. На прошлой неделе на сайте Regulation.gov.ru началось общественное обсуждение предложенных МВД поправок в ПДД, которые как раз и разъясняют, что же понимать под опасным вождением. Общественная дискуссия продлится до 22 октября, так что есть еще возможность высказать свои предложения.
Пока формулировка такая: «Опасное вождение – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».
Если упростить, то речь идет скорее о хамском поведении на дороге, для которого уже придумали массу народных терминов, вроде «шахмачения». Под определение попадают также «учителя», любители висеть на бампере впереди идущей машины, а также несостоявшиеся чемпионы, которые резко теряют самооценку, если кто-то посмел определить их.
Наказание за опасное вождение предлагалось разное, но последняя инициатива, опубликованная в конце августа, подразумевает штраф до 5000 рублей. Чуть позже департамент транспорта Москвы предложил лишать прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Пока неясно, кто, как и на основе какой доказательной базы будет проверять наш стиль вождения на предмет его опасности. Большинство классических нарушений ПДД одномоментны и хорошо поддаются фиксации, тогда как опасное вождение – это цепочка маневров, которые могут быть растянуты в пространстве и времени. Стоящему у обочины инспектору зафиксировать их весьма проблематично.
Возможно, удастся привлечь к этой работе камеры видеофиксации, которые становятся все более умными, однако задача не так уж проста. Даже очевидные нарушения, как проезд за стоп-линию, вызывают много вопросов к алгоритму работы камеры, что уж говорить о такой тонкой материи, как «опасное вождение». Да и потом, какова вероятность, что автохам жестко подрежет кого-то несколько раз на участке в 50-100 метров, за которыми присматривает камера?
Лучшим доказательством является запись с видеорегистратора, который, правда, не относится к средствам автоматической видеофиксации, поэтому нарушитель не может быть оштрафован заочно. А разыскать машину и доказать, что за рулем был конкретный водитель, зачастую почти невозможно, поэтому практика наказаний на основе записей видеорегистраторов в России почти отсутствует.
В самом определении содержится множество люфтов, которые потенциальный нарушитель может до бесконечности оспаривать в судах. Скажем, на записи видно, как один автомобиль вклинился в плотном потоке перед другим автомобилем. Но что это было: хамство одного или вежливость другого? Может быть, второй водитель добровольно сбросил скорость – вполне распространенная практика. Всегда ли резкое торможение является симптомом хама-учителя, или, например, новичку вдруг показалось, что через дорогу кинется собака? И сколько перестроений в плотном потоке должен совершить водитель, чтобы его вождение признали опасным? Или представьте запись видеорегистратора, на которой видно, что на правой обочине шестиполосной дороги стоит автомобиль, который без поворотника резко срывается с места и через всю ширину полотна разворачивается. Является подобный маневр опасным? Безусловно. Но под определение не попадает.
Я считаю, что создать исчерпывающее определение опасного вождения невозможно, притом что в каждой конкретной ситуации мы без особого труда выявим водителя-хама. Но точно так же мы без труда отличаем лицо мужчины от лица женщины, но попробуйте в одном абзаце сформулировать признаки типично женского лица, чтобы нам не пришлось записывать в женщины Майкла Джексона (к тому же с недавних пор даже борода не является прерогативой мужчин).
Попытки ввести в ПДД понятие «опасного вождения» есть некое равнение на Запад, например, такой термин прописан в британском аналоге ПДД. Но послушайте, как звучит определение: «Водитель признается виновным в опасном вождении, если его/ее стиль вождения существенно выходит за рамки того, что ожидается от опытного и осторожного водителя, и если для опытного и осторожного водителя очевидно, что стиль вождения опасен». Чувствуется разницу? По сути, английское определение назначает судьей некого опытного водителя, для которого опасность должна быть очевидна. Это определение в равной степени справедливо и бесполезно, если говорить о российских реалиях. На Западе, к слову, определить опасное вождение «на глаз» имеет право дорожный полицейский, а в некоторых странах проверку могут инициировать случайные свидетели, позвонив в полицию (я уже неоднократно рассказывал об инциденте в Норвегии, когда один из наших экипажей едва не стал жертвой такого «стукачества» – спасли иностранные номера).
Но в России пока нет того уровня доверия к полиции, чтобы мы могли наказывать за опасное вождение, не имея при этом математически строгого определения. Предложенный МВД вариант в целом имеет право на существование, хотя итоговый текст наверняка будет уточнен.
Мое же личное мнение, что вся эта казуистика не нужна. По сути, опасное вождение – это многократное нарушение Правил дорожного движения, и может быть, силы нужно направить на то, чтобы фиксировать как можно больше отдельных эпизодов, наказывая опасных водителей по совокупности. Например, штраф за перестроение без поворотника небольшой (500 рублей), но если получать его хотя бы за каждое третье нарушение, набежит неплохая сумма.
Я бы скорее призвал законотворцев проработать проект, который разрешал бы использовать записи с видеорегистраторов для заочного наказания водителей. Тонкостей здесь немало, но неразрешимых нет. А регистраторы – это лучший способ выявлять опасных водителей.