После затишья, которое длилось все лето, стоимость автомобилей снова поползла вверх. Это было ожидаемо вследствие августовского удорожания валют – как раз сейчас приходят автомобили, купленные по новому курсу.
По данным агентства «Автостат», за истекший год автомобили подорожали почти на четверть: грубо говоря, если прошлогодняя цена была 400 тысяч, то теперь – 500 тысяч. Наиболее заметный скачок произошел в январе (+7,7%), когда после лихорадочной распродажи стоков 2014 года автосалоны перешли на прайс 2015. После этого вплоть до апреля цены понемногу росли, после чего в теплые месяцы пребывали в стагнации. Прайс-листы отдельных моделей менялись как в сторону удорожания, так и удешевления, но общий уровень сохранялся. В сентябре снова зафиксирован рост, правда, пока очень незначительный (+0,7%). Но он еще наберет силу, когда все марки перейдут на прайс-листы, сформированные уже после летнего валютного скачка.
Если до конца прошлого года курс доллара колебался в коридоре 33-38 рублей, то в декабре был зафиксирован первый пик в районе 68 рублей, после чего рекорд был обновлен в январе 2015 года, когда доллар приблизился к отметке 70 рублей. Именно на этот период и последующие месяцы пришлась эпидемия удорожания автомобилей, и мартовские цены на некоторые модели до сих пор остаются рекордными. В конце мая курсы валют «обмякли», и доллар зафиксировался на отметке чуть более 50 рублей. Валютное благоденствие позволило некоторым производителям снизить цены или объявить о скидках, однако уже в августе курсы валют опять устремились вверх, в конце месяца пробив планку в 70 рублей за доллар. С тех пор валюты откатились к отметке 60+ рублей, но это все равно выше летнего курса, что обуславливает небольшое, но почти повсеместное увеличение цен.
Изменение цен на некоторые модели в январе-октябре 2015 года
*С двигателем мощностью 114 л.с.
Из таблицы видно, что, к сожалению, последняя волна подорожания ударила по самым массовым сегментам авто, включая лоукостеры. Самый дешевый новый автомобиль – Lada Granta «Стандарт» – теперь стоит ровно 360 тысяч рублей: без усилителя руля, магнитолы, кондиционера, АБС и т. п. Самая доступная «Гранта» с кондиционером стоит от 411 тысяч рублей. Renault Logan в умеренной комплектации Confort обойдется теперь без малого в 600 тысяч рублей, а полноприводный 2-литровый Duster с автоматом стоит почти 860 тысяч. В район 600-650 тысяч рублей сместились цены на средние комплектации так называемых бюджетных седанов, а гольф-класс уверенно перешагнул планку в 800 тысяч рублей.
Есть, впрочем, исключения, например, Citroen лихо открутил ценники в январе, зато сохранил им верность на протяжении всего года, поэтому сейчас тот же C4 Sedan ценой до 800 тысяч рублей уже не поражает воображение. То же самое можно сказать про Nissan Sentra, цена на которую с мая не изменилась, зато появились прямые скидки в 60 тысяч рублей. Выбирая авто такого класса, я бы присмотрелся именно к «неходовым» моделям, низкий спрос на которые является лучшей прививкой от эскалации цен.
Есть четко выраженная тенденция к удорожанию: октябрьские цены выше январских для всех моделей, которые мы отслеживаем, а сами по себе январские цены уже были ощутимо выше прошлогодних. Впрочем, стратегия повышение цен реализуется компаниями по-разному: кто-то поднимает скачком, кто-то мелкими порциями. Кто-то приближается к новой цене «снизу», кто-то сначала накручивает сверх меры, чтобы потом сделать откат назад.
Покупать или подождать?
Мы привыкли, что в период с декабря по март дилеры проявляют избыточную щедрость, распродавая складские остатки машин: в иные годы можно было сторговать до 20% прайсовой цены за де-факто новый автомобиль. Ждать ли подобного в этом году?
«Нет, машины дешеветь не будут, – считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Если посчитать в долларовом эквиваленте, то в России и так уже стоимость машин на одном из самых низких в мире уровней, поэтому производителям уже просто некуда двигаться. Распродажи складских запасов ждать не стоит, поскольку у производителей просто нет этих запасов: в этом году планы продаж у производителей были достаточно реалистичные и кризиса перепроизводства не было. При этом скидки на автомобили и специальные условия есть уже сейчас. Поэтому если вы не рассматриваете автомобиль как некую инвестицию, а нуждаетесь в машине, то нужно просто искать лучшее предложение и делать это уже сейчас».
Для сравнения SKODA Octavia 1,4 TSI (150 л.с.) в комплектации Ambition и с коробкой DSG стоит в Германии 25,030 евро, в России – 1,074 млн рублей. Если пересчитать цену по курсу 71,4 рубля на 14 октября, российская «Октавия» оценивается в 15,042 евро, то есть на 10 тысяч евро «дешевле» немецкой. Это не значит, что машины у нас сверхдоступны, но это значит, что производители зачастую просто не имеют «люфта», чтобы демпинговать.
Lada Vesta постарается переломить негативный тренд и предложить современный авто по адекватной цене
Чего ждать?
О ценах 2016 года сейчас говорить сложно, ибо многое зависит от курсов валют. Между тем даже при их сохранении несколько факторов сработает на повышение цен. Например, Минпромторг высказал идею повышения утилизационного сбора на 60%, который сейчас для легковушек с двигателями до 2 л составляет 27 тысяч рублей. Другими словами, одно это нововведение может добавить порядка 16 тысяч рублей в цену каждого автомобиля, что особенно ударит по лоукостерам.
Уход с рынка ряда компаний и моделей облегчает жизнь оставшимся, давая им больше свободы в формировании цен. В том числе для их повышения.
После фактического ухода Honda потерю интереса к России демонстрирует Mazda, которую лишили льготного режима ввоза компонентов за нарушение правил промсборки – компания не смогла в срок организовать на дальневосточном заводе мелкоузловую сборку вместо «отверточной». Вполне вероятно, что в 2016 году раскол между лидерами и компаниями второго эшелона усилится, и рынок будут контролировать пять крупных игроков: Renault – Nissan – АВТОВАЗ, KIA–Hyundai, Ford, VW, Toyota. Компании, не имеющие полноценного местного производства, поставлены на грань выживания, и вопрос об уходе с рынка возникает в повестке все чаще.
Позитивные новости
Несмотря на все сложности, производители стараются всколыхнуть рынок за счет новинок. Так, SKODA Superb третьего поколения стоит от 1 184 млн рублей в уже неплохой комплектации с кондиционером, аудиосистемой, подушками безопасности и системой стабилизации. Правда, может смутить мотор 1,4 TSI (125 л.с.), но доплатив 80 тысяч, получаем его 150-сильную версию и коробку 7 DSG. С учетом размерного класса Superb его стоимость не пугает: скажем, сравнимые деньги просят за кроссовер В-класса Vitara в переднеприводном исполнении или за SKODA Yeti.
Рестайлинговый Toyota Land Cruiser 200 оценили в 2,999 млн рублей в версии с дизелем или бензиновым мотором и достаточно жирной комплектацией с ксеноном, климат-контролем, полным набором средств безопасности и прочими достижениями прогресса. Напомним, что в 2007 году, в момент дебюта «двухсотки», она стоила от 2,2 млн, и некоторые автомобили с тех пор подорожали почти в два раза. Хочется подвести мораль, мол, пора менять дорогие «Калины» на дешевые LC200, но есть в логике какой-то изъян.
Новый бренд
В России появился новый бренд бюджетных автомобилей – Ravon, который заменит привычную марку Daewoo. Переименование было вынужденным и связано с истечением срока соглашения между UzDaewoo и владельцем бренда, компанией Daewoo International. Между тем дело не ограничивается лишь сменой вывески. Так, старушка Nexia уходит на заслуженный покой, а на ее место приходит... тоже Nexia, но совсем другая – перелицованный седан Chevrolet Aveo прошлого поколения. В модельном ряду остается Ravon Matiz, который обещают апгрейдить и добавить оборудование, а цену опустить до 314 тысяч, что сделает его самым дешевым новым авто в России. Также Ravon сохраняет модель Gentra (автомобиль на базе Lacetti).
Ravon Nexia - перелицованный Chevrolet Aveo прошлого поколения
В следующем году к ним добавятся Ravon R2 и R4 – Chevrolet Spark и Cobalt соответственно, а в дальнейшем Ravon планирует купить лицензии на выпуск некоторых моделей Chevrolet, которые покинули Россию – основной рынок сбыта узбекской компании.
Между тем компания Renault подала в Роспатент заявку на регистрацию названия и логотипов бренда «Москвич». Под новой старой маркой компания планирует продавать в России бюджетные автомобили (Logan, Duster и др.), чтобы разделить лоукостеры и среднеценовые модели Renault. Похожую стратегию компания реализует в Европе, где машины на логановской платформе продаются под брендом Dacia. Nissan, в свою очередь, для похожих целей использует марку Datsun, а до дизельного скандала свой бюджетный бренд планировал создать Volkswagen.
Опрос результаты
Фото: Фото автора и производителей, инфографика агентства «Автостат»