Дорожные патрули под прикрытием могут вскоре начать курсировать по дорогам страны, выявляя и карая нарушителей ПДД. Главным их оружием, словно у японских синоби, станет скрытность – отсутствие мигалки и опознавательной раскраски полицейских автомобилей помогут оставаться незамеченными в потоке. По мнению автора идеи, главы МВД Владимира Колокольцева, это дисциплинирует нашего автомобилиста.
Вопрос о повышении дорожной безопасности вновь был выставлен на повестку дня в рамках очередного заседания правительства РФ. Была озвучена положительная тенденция к снижению показателей аварийности за последнее десятилетие. Так, например, общее число погибших в авариях за это время снизилось на 22%, в два раза сократилось количество потерявших жизни пешеходов, и в полтора – детей. Однако несмотря на это, умалять проблему высокой аварийности нельзя. Продолжать бороться со смертностью на дорогах важно и нужно. В связи с этим МВД подготовило целый комплекс мероприятий и предложений. Одно из них – введение практики скрытого патрулирования городов России.
Как отметил Владимир Колокольцев, в текущем году более 60 процентов нарушений ПДД на дорогах было выявлено с помощью систем автоматической фото- и видеофиксации. Очевидно, что недремлющее око камер в определенной мере дисциплинирует автомобилиста – «письма счастья» за свои нарушения получать не любит никто. В качестве еще одной меры профилактического воздействия и неустанного инструмента слежения за соблюдением правил были названы «скрытые» патрули.
«Сегодня многих граждан сильно беспокоит состояние водительской дисциплины на дорогах. Мы должны понимать, имеются ли еще какие-либо возможности, которые позволят повысить уровень безопасности участников дорожного движения. Да, такие возможности есть, – отметил в ходе заседания Владимир Колокольцев. – В частности, речь идет о германской практике, где в крупных городах патрулируют автомашины без отличительных знаков принадлежности к полиции, оборудованные средствами фото- и видеофиксации для документирования фактов нарушений правил дорожного движения».
Основной плюс новшества состоит в вездесущности патрульного автомобиля. Сейчас автомобилисты, более-менее выучившие расположение стационарных постов фото- и видеофиксации нарушений, действительно ездят аккуратнее на данных участках. Но в «слепых» зонах городов отдельная категория участников дорожного движения, не отличающаяся законопослушностью, продолжает игнорировать ПДД. Проблему мог бы решить именно патруль-ниндзя. Он может появиться в любое время в любой точке города. Такая мера вполне способна сойти за превентивную: зная, что даже при отсутствии рядом камер или сотрудников ДПС, соседом по потоку может оказаться патруль под прикрытием, водитель трижды подумает, а так ли необходимо ему проскочить мигающий на перекрестке желтый или хорошенько поддать газу.
В целом, идею на заседании правительства поддержали, однако премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что она требует тщательного анализа и детальной проработки: «Все насторожились, когда вы заговорили о возможности использовать машины без опознавательных знаков, потому что, с одной стороны, это дает возможность пресекать определенные нарушения, это плюс, – процитировала мнение премьера “Российская газета”. – Но, важно, чтобы те, кто там находится, осознавали меру своей ответственности, обладали необходимым уровнем подготовки и правосознания, потому что это может привести к злоупотреблениям».
Опасаются злоупотреблений со стороны сотрудников Госавтоинспекции и сами автомобилисты. Основная причина – это боязнь угодить в так называемую ловушку или подставу – когда сосед по потоку своими действиями вынуждает водителя пойти на нарушение. Но есть и отличное мнение: «По роду службы не могу не заметить, что с увеличением камер в городе челябинцы стали действительно более адекватно вести себя на дороге, – говорит таксист и автомобилист с 17-летним стажем Александр Липатов. – Патруль без знаков и мигалок, если он будет именно фиксировать, а не наказывать, по-моему, идея очень даже удачная. Это же та же камера, но на колесах, передвижная. Если они будут только фиксировать нарушение на видео, без остановки и выписывания протокола, то о каком злоупотреблении может идти речь? Нарушил, на видео попал – плати. Ну или оспаривай штраф. Точно так же, как с “письмами счастья”».
Подобная практика, к слову, существует и в Австралии, только в более жесткой форме. Там полицейский в штатском и на обычном автомобиле, заметив нарушающего водителя, тут же достанет из бардачка мигалку, водрузит ее на крышу и, со светозвуковым шоу, тормознет уличенную машину и выпишет штраф.
А как вы относитесь к идее допустить скрытное патрулирование города сотрудниками ГИБДД?
Поддерживаете ли вы появление скрытых патрулей на дорогах?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com