Российские дальнобойщики грозятся устроить коллапс на дорогах федерального значения. Таким образом водители-профессионалы выскажут свое несогласие с навязываемой им обязанностью платить за каждый пройденный километр пути. Кто и за что будет взимать мзду с дальнобоев, а также почему последних это не устраивает – в материале Autochel.ru.
Грядет «Платон»: кому не спрятаться?
«Платон» – это система взимания платы с автомобилей, которые, по данным Росавтодора, наносят наибольший вред дорожному полотну. Речь идет о большегрузах, чей вес превышает 12 тонн – именно они попадают на оброк в 3,73 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Как рассказали нам сами водители данной категории транспорта, под указанные весовые критерии попадают абсолютно все автопоезда – их полная масса может достигать до 41 тонны.
Соответствующий закон был принят еще в июне 2013 года, однако в силу он вступит только через неделю с небольшим – 15 ноября. Начиная с этого дня перевозчики, работающие с автомобилями указанной весовой категории, должны будут оплачивать проезд по федералкам с помощью «Платона»: либо единоразово за поездку, либо в автоматическом режиме с помощью бортового устройства – оно, по концепции, будет отслеживать маршрут движения фуры и автоматически списывать средства за каждый пройденный километраж.
По подсчетам Росавтодора, в 2016 году нововведение позволит пополнить дорожный фонд на 40 миллиардов рублей. Средства эти пойдут на поддержание нормативного состояния дорожного полотна.
Предусмотрена и ответственность за уклонения от платного проезда, а именно – система штрафов. Так, водитель в данном случае получит 5 000 рублей штрафа, должностное лицо, ответственное за движение ТС – 40 000, индивидуальный предприниматель – 40 000, и для юридическое лицо – 450 000 рублей. Суммы весьма солидные. Причем, повторное нарушение будет караться еще строже: для ИП и должностных лиц штраф вырастет до 50 000 рублей, а для юрлиц – аж до одного миллиона.
Дальнобойщики против!
Водители фур в буквальном смысле негодуют и предпринимают решительные шаги против грядущей системы. Первой акцией протеста стал «черепаший шаг» – на дорогах по всей России дальнобойщики на час снижали скорость движения до 10 км/ч, собирая за собой километровые хвосты из легкового транспорта. Те, кто в эти дни не работал, распечатывали листовки против «большегрузного оброка» и собирали подписи. И это только начало. Как заявил председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, если до 9 ноября обязанность платить не отменят, 11 ноября дальнобойщики на фурах блокируют проезд по федеральным трассам. И что-то подсказывает, что им действительно по плечу полностью заморозить движение: техника внушительная, коллектив сплоченный, решительности – хоть отбавляй.
«Только в Московском регионе мы поднимем пару сотен фур – ребят, которые ничего не боятся. Машины скорой помощи, правоохранительных органов и службы спасения будем пропускать, – цитируют Александра Котова “Известия”. – Сколько по времени будет длиться акция, пока сказать не могу, потому что нам нужно согласовать ее с сибиряками, которые живут в другом часовом поясе. Чтобы не получилось так, что они выйдут совсем поздно».
Чем конкретно не довольны перевозчики и почему система «Платон» не будет работать, нам рассказал представитель местной транспортной компании, предприниматель Евгений Завалищин: «Во-первых, складывается впечатление, что тариф в 3,73 рубля взят с потолка. Он составляет более 10% от стоимости перевозок за километр. Во-вторых, сама система “Платон” сыра, она не может нормально функционировать. Штрафы за не соблюдение тоже нереально огромные, – говорит Евгений. – В настоящий момент нет бортовых устройств, которые должны отслеживать маршрут передвижения большегруза по концепции системы “Платон”. Сам по себе ГЛОНАСС, с помощью которого предполагается отслеживание этих самых маршрутов, в нашей стране постоянно дает сбои – зависания, провалы, откровенно завышенные показатели, отсутствие по периодам информации. У меня порой показывает, что машины прошли за день порядка 50 тысяч километров с космической скоростью в несколько тысяч километров в час. Очевидно, что это сбой, что информация некорректна. Как в таком случае можно завязывать систему платы на ГЛОНАСС?».
Альтернативный бортовому устройству с ГЛОНАСС вариант – оформление разовой маршрутной карты для каждого маршрута. Но это, по сути, жизнеспособно только для организаций, которые выезжают раз в месяц по одному и тому же пути. Для тех, кто работает через диспетчерские службы и не знает, куда фура отправится через час, оформление маршрутной карты становится в буквальном смысле невыполнимой задачей.
Отметил Евгений Завалищин также и сложности с регистрацией: «Мы эту процедуру прошли, но до сих пор не получили лицевого счета. Кроме того, не заключен и договор, в котором было бы зафиксировано, за что именно мы платим. То есть, по сути, нет никакого юридического основания к взиманию денег».
Итак, в ближайшей перспективе, введение платы за каждый километр федеральных дорог нам грозит искусственно созданными заторами 11 ноября – свое участие в акции протеста подтвердили дальнобойщики Московской области. Поддержать их планируют в Новосибирске, Омске, Красноярске и Краснодарском крае. Челябинские водители фур дороги перекрывать не намерены:
«Поддерживать москвичей мы не будем, поскольку их предложение не совсем правомерно. Сейчас мы пытаемся собрать средства для организации официальной акции протеста через ГИБДД области и администрацию – с машинами сопровождения и каретой скорой помощи – все, как положено, – рассказал председатель челябинского клуба взаимопомощи дальнобойщиков “Братишка” Кирилл Карташков. – Вообще, надо понимать, что с введением платы за каждый пройденный по федеральной дороге километр, пострадать в итоге может конечный потребитель. Ведь увеличение стоимости перевозки не может не сказаться на цене перевозимого товара».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com