С нового года в Челябинске введен запрет на работу мигрантов в пассажирских перевозках. Сказалось ли это на качестве работы маршрутных такси, уменьшилось ли количество машин, а также кто заменил приезжих водителей за рулем – читайте в нашем материале.
Указ был подписан в декабре 2015 года исполняющим обязанности губернатора Челябинской области Евгением Рединым. Согласно нему, уже с января 2016 года автобусы, маршрутки и легковые такси не могут водить лица, осуществляющие свою трудовую деятельность на основании патентов. Речь идет о всех пассажироперевозках – внутригородских, пригородных и междугородных.
Новость эта в свое время вызвала ажиотаж: одни радовались, что из-за руля уберут нерусских водителей, плохо знающих язык и российские правила дорожного движения, другие боялись резкого сокращения машин на маршрутах. Сейчас, спустя почти месяц после введения запрета, мы можем наблюдать некоторые изменения.
«Вечерами из центра города было и раньше уехать нелегко, теперь же стало хуже, – говорит челябинка Ирина Невзорова. – Интервал между движением маршруток увеличился – раньше за десять минут проходило штук пять маршруток, и почти все со свободными местами. Сейчас же за полчаса проходят от силы три маршрутки. Да и те – битком».
Заметим, что запрет на пассажироперевозки не распространяется на граждан Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия), а также на иностранцев, имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание в Российской Федерации. По данным проекта «Маршрутка74», озвученным в декабре 2015 года (накануне введения запрета), по патентам в Челябинске работали порядка 20-30% от общего числа водителей пассажирского транспорта. А значит, именно они в новом году ушли из-за руля. Однако, по мнению руководителя проекта «Маршрутка74» Дениса Джафарова, не в этом причина уменьшения числа маршрутных такси в Челябинске.
«Влияние мигрантов на данную ситуацию незначительно, поэтому я бы не стал рассматривать это как ключевой фактор. В настоящее время действительно есть небольшой отток машин и водителей из данной сферы. Но связан он в большей мере со снижением заработка и увеличением расходов на содержание машины, – поясняет Денис Джафаров. – Также это можно связать с тем, что на некоторых маршрутах администрация расторгла договора с перевозчиками. В итоге эти маршруты либо полностью прекратили обслуживать, либо имеют в своем распоряжении лишь несколько машин, но и это ненадолго – скоро уберут даже их».
Что касается замещения мигрантов «русской рабочей силой», то и здесь пока не все гладко. На прибыльные маршруты местные жители идут работать. А вот направления, которые востребованы лишь два раза в день по будням (в утренние и вечерние часы-пик), так и остаются полупустыми.
«Перевозчики, из-за ограничений на работу мигрантов водителями маршрутных такси по патентам, несут убытки. Им приходится отказывать желающим приезжим в приеме на работу. В то же время на место мигрантов граждане России идут не очень-то охотно», – добавляет Денис Джафаров.
Еще один фактор уменьшения количества машин на определенных маршрутах – дороговизна их обслуживания и ремонта. Сейчас, с повышением курса доллара, это стало ощущаться перевозчиками особенно остро.
Между тем, местные власти активно следят за соблюдением указа о запрете на работу мигрантов в пассажирских перевозках. Регулярно проводятся совместные рейды Госавтоинспекции и Управления Федеральной миграционной службы Челябинской области. На последнем таком мероприятии, состоявшемся в середине января, стражи правопорядка проверили 280 водителей и выявили 81 иностранца. Однако все они были либо из стран союза, либо имеют право на проживание и работу в России.
Добавим, что некоторый дефицит машин на отдельных маршрутах в связи с введением запрета прогнозировался еще в конце 2015 года. Однако, по мнению перевозчиков, затянуться более чем на несколько месяцев он не должен. За первое полугодие так или иначе замещение мигрантов водителями, имеющими право заниматься пассажироперевозками, произойдет. Есть также мнение о том, что в данной сфере происходит переход от количественных показателей к качественными – машин меньше, но они отличаются большей вместимостью. Это, в частности, могло бы решить проблему «зарубов» маршрутчиков на дороге из-за небольших интервалов между рейсами.
«Можно предположить, что власти пытаются показать перевозчикам – пора задуматься о сокращении количества маршруток и начать их заменять автобусами большей вместимости, – рассуждает Джафаров. – Особенно актуально это на тех маршрутах, где есть избыток машин и маленькие интервалы между их движением. Но такое, пожалуй, возможно только в очень долгой перспективе».
Фото: Фото Олега Каргаполова