До безумия дорогое ДТП произошло вечером 2 февраля в центре Челябинска. На перекрестке Воровского и Доватора столкнулись ВАЗ-2114 и Rolls-Royce Phantom. Известно, что элитная иномарка принадлежит местному бизнесмену Александру Аристову и является самой дорогой машиной Челябинска. По оценкам, ее стоимость превышает 20 млн рублей. Авария не только вызвала большой резонанс в Челябинской области, но и заняла свое место в ленте происшествий федерального значения. И главный вопрос – как теперь расплачиваться за разбитый Rolls-Royce водителю ВАЗа?
Случилось все в 22:20 у дома №40 по улице Воровского. По данным ГИБДД города, 44-летний мужчина ехал на запрещающий сигнал светофора. В итоге на пересечении проезжих частей он врезался ровнехонько в бок Rolls-Royce Phantom, двигавшегося в поперечном направлении.
Травмирован в ДТП был водитель «четырнадцатой». Врачи зафиксировали у него закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, перелом седьмого ребра и травму правой кисти. Сообщается, что после осмотра и оказания медицинской помощи мужчину направили на амбулаторное лечение.
Известно также, что за рулем Rolls-Royce в момент ДТП находился 36-летний мужчина. А рядом, на пассажирском сидении, сидел Александр Аристов. В аварии они не пострадали, однако, по сообщению Lenta.ru, водитель бизнесмена вскоре может остаться без работы: «Я, наверное, уволю своего водителя за профнепригодность. Он не только водитель, но и мой охранник. Он должен быть постоянно начеку и контролировать обстановку. Мы проехали уже половину перекрестка, а он даже не заметил, что с моей стороны несется эта машина», – пояснил Александр Аристов на страницах издания.
Едва в сводках происшествий появилась информация о многомиллионном ДТП, как возникли споры и разговоры о судьбе водителя ВАЗа. Да, визуально повреждения «четырнадцатой» выглядят гораздо более ужасающими, однако ценник за смятый бок Rolls-Royce явно превысит в несколько раз стоимость новенькой «Лады». Так как же расплачиваться автомобилисту из отечественной легковушки?
И эти вопросы господин Аристов без внимания не оставил. По сообщению Lifenews.ru, бизнесмен не намерен требовать денежной компенсации с водителя «четырнадцатой»: «Никаких денег я с него просить не буду. Это всё жёлтая пресса сейчас раздувает. С утра успел прочитать, что этот водитель уже вроде как свою почку начал продавать, чтобы со мной расплатиться, – цитирует Аристова издание. – Но это всё смешно и неправда. Хорошо, что никто серьёзно не пострадал и не погиб».
Правоохранительным органам бизнесмен также сообщил, что его автомобиль застрахован. Вроде бы, вопрос с судьбой водителя ВАЗа в связи с этим сообщением решается вполне позитивно. Но в случае, если Rolls-Royce застрахован по КАСКО, он вполне может попасть под суброгацию.
Поясним: суброгация – это переход права требовать компенсацию от пострадавшего к его страховой компании. Проще говоря, если владелец полиса КАСКО попадает в аварию не по своей вине, первым делом его страховая полностью компенсирует причиненный ущерб. Вторым – взыскивает с виновника ДТП ту часть ущерба, которая не покрывается страховкой ОСАГО.
«Если юридический отдел страховой компании работает хорошо, то суброгационные претензии подаются сравнительно быстро, – поясняет генеральный директор федеральной юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Анна Апушкинская. – Срок исковой давности по таким делам составляет три года, и иногда, в силу ряда причин, например, длительного согласования суммы ремонта с клиентом или необходимости продавать остатки конструктивно уничтоженного автомобиля, срок может увеличиваться вплоть до трехлетнего. Изначально страховая направляет виновнику ДТП претензию и предлагает решить вопрос в досудебном порядке: человек может явиться в страховую и договориться, например, о рассрочке платежа. Если человек игнорирует претензию, страховая компания подает в суд, который уведомляет виновника о датах заседания. Если виновник игнорирует суд, решение выносится заочно».Срок давности по таким делам составляет три года – в течение этого времени страховая компания может выставить суброгационную претензию виновнику ДТП.
Все это – лишний повод задуматься о своем поведении на дороге. Въехать на бюджетном авто в дорогую иномарку и успокоиться, узнав о наличии у ее владельца КАСКО, не получится. Просто потому, что полис в этом случае спасет от непомерных трат исключительно водителя люксовой машины. Да, резон отсуживать деньги с виновника ДТП у автомобилиста пропадает. Но у страховой-то напротив – появляется. И тогда остается только три года трястись, ожидая суброгационной претензии. А по ее получении – брать на себя обязательство компенсировать не покрытую ОСАГО сумму выплаты.
Напомним, лимит ОСАГО «по железу» сегодня составляет до 400 тысяч, за вред здоровью – до 500 тысяч. В случае, если в ДТП участвовали автомобили средней или бюджетной ценовой категории, это может спасти от суброгации. Если же речь идет о люксовом авто, вроде подбитого ВАЗом Rolls-Royce, 400 тысяч будет явно не достаточно.
«Действительно, в подобных ситуациях подача суброгационной претензии страховой компанией вполне вероятна, – говорит автоюрист организации VseRazrulim Лев Воропаев. – В случае принятия судебного решения о взыскивании суммы ущерба в пользу страховой компании, заниматься этим будут приставы. В рамках исполнительного производства приняты могут быть абсолютно все доступные методы взыскания: удержание части заработной платы (от 50%), продажа части имущества – движимого и недвижимого (оставят человеку в этом случае только то, что ему необходимо для жизни). Под арест и продажу могут попасть жилье (при условии, что оно не единственное), автомобиль и/или другие средства передвижения, садовый участок и прочее. Кроме этого также могут быть наложены запрет на выезд за границу и временное ограничение права на управление ТС».
Автоюрист также добавил, что есть способы через суд уменьшить сумму. Например, доказать, что она для ответчика неподъемна и излишне завышена. Тогда суд может пойти навстречу и немного уменьшить выплату. Однако значительного сокращения ожидать не стоит.
Банкротом вправе объявить себя любой гражданин России, в случае, если просрочка по долгу превышает три месяца, а сумма долга – 500 тысяч рублей.
«Кроме того, с 1 октября 2015 года можно применить закон о банкротстве физических лиц. Человек в этом случае обращается в арбитражный суд, имея при этом доказательства тому, что он действительно не в состоянии выплатить всю эту сумму. Если решением суда заявитель признан банкротом, выплачивать он ничего не будет, – добавил Лев Воропаев. – При этом на банкрота на несколько лет будут наложены определенные ограничения. Например, запрет занимать определенные должности и на выезд за границу”.
Но не только ограничениями страшно банкротство. Помимо этого также под продажу попадает все имущество должника. Опять же за исключением того, без чего человек попросту не сможет жить – например, единственной квартиры или автомобиля (в случае, если он является основным средством заработка). Вырученные средства пойдут в счет уплаты долга. Если этого не хватает, остаток банкроту платить в любом случае не придется.
Нередко должники пытаются обмануть систему, распродав все что можно накануне подачи заявления о банкротстве, однако шансов, что такая схема сработает, практически нет:
«Если физическое лицо признается банкротом, на его имущество обращается взыскание – за исключением единственного жилья и предметов первой необходимости. Случаи, при которых должник продает имущество незадолго до признания банкротства, не редки. Однако для них в законодательстве предусмотрена возможность оспаривания сделок должника за последние три года, – поясняет адвокат компании «Стерлигов, Тараканов и партнеры» Александр Щербинин. – Если сделка оспаривается и аннулируется, имущество возвращается в собственность должника. Тот, кому она была продана, становится еще одним кредитором – то есть стороной, которой также должны денег. Затем имущество должника продается с торгов, а вырученные средства распределяются между всеми кредиторами».
При рассмотрении ДТП с ВАЗ-2114 и Rolls-Royce, а также его возможных последствий, нам вспомнилась еще одна многомиллионная авария. В августе 2008 года на съезде с Живописного моста в Москве старенькая Toyota, въехав в лужу и уйдя в занос на закруглении дороги, врезалась в Maybach стоимостью порядка 30 млн руб. От удара, пришедшегося в заднее крыло, элитная иномарка пошла юзом и, протаранив отбойник, смяла всю переднюю часть.
За рулем старенькой Toyota находился житель Твери Сергей Перепелкин. Поначалу в ДТП виновным признали именно его. Поэтому страховая, полностью возместив нанесенный Maybach ущерб по полису КАСКО, выставила счет водителю «японки» – почти на 9 миллионов рублей. Услышав, какую сумму с него затребовали, Сергей Перепелкин, работавший в то время дворником, буквально схватился за голову – как ему выплачивать долг?
Полностью разрешилась ситуация только в суде. Была назначена дополнительная экспертиза, которая установила, что виновниками «дорогой» аварии стали дорожники, не выставившие знак «Скользкая дорога» на опасном участке проезжей части. С тверского дворника многомиллионная повинность в итоге была снята. К слову, эксперты, учтя износ Maybach, которому на тот момент было пять с лишним лет, еще и снизили заявленную страховой компанией сумму ущерба до шести миллионов рублей.
Говорить о том, чем кончится в итоге история аварии ВАЗа и Rolls-Royce, пока рано. Однако если отечественная легковушка действительно двигалась на красный, о доказательстве невиновности ее водителя говорить уже будет бессмысленно.
Фото: Фото отделения пропаганды БДД ГИБДД по Челябинску, Сергея Яковенко, Антона Сотникова, Алексея Глушенкова. Видео с сайта Youtube.com канала Телефакт Челябинск.