Видео словесной перепалки между сотрудником ГИБДД и автомобилистом появилась в редакции AutoСhel.ru. Мы предлагаем вам лично ознакомиться с ситуацией, оценить ее, а также узнать, кто же все-таки должен открывать и закрывать капот.
Изначально видео было найдено нами в Сети. Но буквально через пару часов сам автор записи отправил ее на 74.ru по почте с пометкой «Видеоматериал, работа инспекторов в Челябинске. Ваша оценка, выложите на общее обозрение». Что ж, ознакомились, выложили на обозрение и попытались оценить с помощью эксперта- автоюриста.
Для тех, у кого не хватило терпения дослушать бесконечно повторяющиеся «откройте, пожалуйста» и «я открыл – дальше сами», расскажем. Автора ролика остановили сотрудники Госавтоинспекции. По всей видимости, просто для проверки документов. Затем, чтобы посмотреть номера кузова, водителя попросили открыть крышку капота. И он открыл – не выходя из салона разблокировал замок. Вот здесь-то и началась «заруба». Инспекторы в два голоса твердо, но вежливо настаивали, чтобы автомобилист лично открыл крышку капота. Тот отнекивался – из машины выходить не обязан, замок открыт, пусть смотрят сами. Продолжалась вся эта перепалка в течение нескольких минут. В конце концов стражи правопорядка самостоятельно открыли капот и сверили номера. Но обида видимо осталась. После составления рапорта один из инспекторов подошел к водителю, чтобы вернуть ему документы.
«Закройте капот, и потом я заберу документы», – таков был ответ автомобилиста.
Несколько раз повторив просьбу забрать права, инспектор бросил их на колени водителя через окно и, пожелав ему счастливого пути, удалился. Крышка капота так и осталась открытой.
После просмотра видеозаписи у нас сложилось впечатление, что никакого «беспредела» на ней нет: просто встретились на дороге два гордых и упрямых в лице водителя и инспектора. Потрепали друг другу нервы, потратили лишнее время и разъехались. Такого же мнения оказался и автоюрист, преподаватель автошколы и автоэксперт Юрий Панченко.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных». В книге в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов.
«Я считаю, что обе стороны сложившуюся ситуацию могли разрешить в считанные секунды. И инспекторы могли пойти навстречу, самостоятельно открыв капот, и водитель мог бы изначально выйти и сделать это самостоятельно. В итоге получилось, что все пошли на принцип, а результатом стала патовая ситуация и потраченное время, – говорит Юрий Панченко. – Что касается ситуации в целом. Отправная точка – это закон о полиции, который дает право полицейским сверять номера. На большинстве автомобилей номер находится под капотом. Но реализовать свои права полицейский может только в установленном порядке, который определяет административный регламент ГИБДД. По нему инспектор имеет право только попросить водителя выйти из машины, а заставить – не может. Обязанности сделать это у автомобилиста нет. Однако препятствовать доступу к VIN водитель права не имеет – в противном случае это будет расцениваться как неподчинение законным требованиям. Но автор видео и не препятствовал – он открыл замок, сказал об этом, показал и предложил инспекторам посмотреть под крышку капота самостоятельно. И вот на фоне всего этого (и определенной доли вредности с обеих сторон) и получилась конфликтная ситуация».
Юрий Панченко также уточнил, что инспекторы после открытия водителем замка капота из салона машины, могли спокойно подойти и самостоятельно заглянуть под крышку, поскольку сверка номеров досмотром не является, а значит понятые, ведение видеозаписи и протокол не требуются. Совершенно противоположная ситуация с багажником. Если стражам правопорядка необходимо ознакомиться с его содержанием, а водитель отказался самостоятельно открыть крышку и все показать – пришлось бы и бумаги составлять, и понятых искать (или вести видеосъемку процесса досмотра).
Подводя итог скажем, что представленная выше ситуация – все-таки спор, основанный на излишней принципиальности обеих сторон. Водитель повредничал и не стал выходить, чтобы откинуть крышку. Инспектор, зная, что он вполне вправе сделать это самостоятельно, также попытался настоять на своем и вынудить оппонента покинуть салон и исполнить его просьбу. Ну и эпична сама развязка перепалки – оставленный нараспашку капот. В конце концов, сотрудник полиции не обязан его закрывать.
Кто не прав в данной ситуации?
Фото: Фото Александра Файрузова, видео пользователя 74.ru