В России растет число автовладельцев, имеющих просрочки по выплате кредитов за купленные машины. Сумма долгов перед банками составляет несколько десятков миллиардов рублей. Челябинская область вошла в пятерку по росту объема просроченной задолженности.
«Взять и не платить», – благодаря данной логике недобросовестные заемщики привели наш регион в не самый приятный рейтинг, который был составлен аналитиками Объединенного кредитного бюро (ОКБ).
«Количество просроченных автокредитов за квартал выросло на 1% (2 тыс. шт.) до 196 тыс. шт. или 14,2% от общего количества автокредитов. Объемы просроченной задолженности выросли на 13% (9 млрд руб.) до 80 млрд руб. или 16,2% от общего объема ссудной задолженности по автокредитам», – говорится в документе на сайте ОКБ.
А вот рейтинг регионов, где отмечены самые высокие квартальные темпы роста объемов просроченной задолженности в сегменте автокредитов:
1 место – Магаданская область (+33%);
2 место – Пермский край (+24%);
3 место – Татарстан (+24%);
4 место – Свердловская область (+24%);
5 место – Челябинская область (+21%).
В отчете указано, что объем просроченной задолженности от одного дня в нашей области составляет 3 128 886 395 рублей, а от 90 и более дней – 3 075 784 790 рублей.
«Объемы и количество просроченных долгов во втором квартале 2016 года росли крайне умеренными темпами. В июне этого года было отмечено небольшое снижение не только количества, но и объемов просроченной задолженности. За прошедший месяц она снизилась на 30 млрд руб. с 1,26 до 1,23 млрд руб. Однако говорить о тенденции по очищению кредитных портфелей пока преждевременно, так как основное снижение произошло в сегменте кредитов с просрочкой платежа более 120 дней, что скорее всего связано не с внезапным улучшением платежной дисциплины, а со списанием проблемных долгов или продажей портфелей коллекторам», – комментирует опубликованную статистику генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский.
Несмотря на рост числа неплательщиков, во втором квартале нынешнего года банки выдали на 33% автокредитов больше, чем в начале года.
«На фоне некоторого сокращения темпов автомобильных продаж доля кредитных авто продолжает расти, приближаясь к рекордным значениям, – считает генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. – Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, банки продолжают активно кредитовать население на покупку автомобилей. Как результат, темпы выдачи автокредитов по сравнению с предыдущими годами снижаются незначительно, а объемы автокредитования в денежном выражении даже растут. По-прежнему важную роль в этом процессе играет государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам. Однако инфляция и снижение реальных доходов населения продолжают оказывать давление на рынок автокредитования».
Подобной точки зрения придерживается и исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
«Объемы продаж автомобилей во втором квартале 2016 года оказались несколько ниже прошлогодних, но их сокращение не является столь масштабным. И не в последнюю очередь благодаря автокредитованию, – говорит эксперт. – В то же время следует признать, что рост доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка в 2015 – 2016 годах во многом обусловлен реализацией госпрограммы субсидирования процентных ставок. При этом автокредитование для банков остается одним из наиболее привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com